Гейдар Джахидович Джемаль

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Гейдар Джемаль
GejdarDzxemal.jpg
Род деятельности: философ, общественный деятель, идеолог политического ислама
Дата рождения: 6 ноября 1947
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 5 декабря 2016
Место смерти: Алма-Ата, Казахстан
Этническая принадлежность: Азербайджанец
Вероисповедание: Шиит
УДК 92

Гейдар Джахидович Джемаль (6 ноября 1947, Москва5 декабря 2016, Алма-Ата) — исламский мыслитель, философ, политолог, поэт и общественный деятель. Председатель Исламского комитета России. Постоянный член Хартумской международной исламской конференции. Депутат Национальной Ассамблеи Российской Федерации.

Биография[править | править код]

Гейдар Джемаль родился 6 ноября 1947 в Москве. Его отец — Джахид Джемаль — азербайджанец. Мать — Ирина Шаповалова — профессиональная наездница, мастер спорта. Отец его матери, Шаповалов, был директором Малого театра и потом заместителем министра культуры СССР. Ирина Шаповалова родила Джемаля в 18 лет и очень быстро с мужем развелась. Второй раз она вышла замуж за военного моряка и уехала с ним в Эстонию. Спустя несколько лет, уже с третьим мужем вернулась в Москву, где работала в Уголке Дурова. Гейдара воспитывали бабушка с дедушкой.

В 1965 году, после окончания школы, при содействии деда, Гейдар поступил в один из самых престижных вузов Москвы — Институт восточных языков при МГУ, но через год был отчислен из него с формулировкой «за буржуазный национализм».[1] Недоучившегося студента устроили корректором в издательство «Медицина». Там он познакомился с выпускником биологического факультета МГУ Ильей Москвиным. Тот работал в «Медицине» редактором, занимался литературой по психиатрии. Джемаль говорил знакомым, что Москвин «открыл ему новый мир». Кроме психиатрии, Москвин познакомил Джемаля в начале 1968-го с «шизоидным подпольем» (кружок на Южинском).[2]

В середине 70-х Гейдара собирались призвать в армию. В связи с этим друзья посоветовали Гейдару, который интересовался психиатрией, разыграть душевное недомогание, чтобы решить проблемы с милицией, которая пыталась привлечь юношу «за тунеядство». Это получилось: его поставили на учет в психоневрологическом диспансере.

К тому времени Джемаль уже был женат, у него рос сын Орхан.

С 1979 года был активистом подпольного всесоюзного исламского движения. В то же время наряду с А. Г. Дугиным вступает в неофашистско-эзотерический кружок, группировавшийся вокруг Евгения Головина. Кружок впоследствии наименовал себя «Черный орден SS», при чем Головин считался его рейхсфюрером.[3][4],[5][6][7][8][9]

В конце 1988 г. Джемаль вместе с Дугиным вступил в общество «Память», но менее чем через год с ним же был изгнан за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым»[10].[11]. В 1990 году Гейдар Джемаль принял участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и стал заместителем председателя этой партии. В том же году он создал информационный центр «Таухид». С 1991 по 1993 год издавал газету «Аль-Вахдат» («Единение»). С 1993 по 1996 годах Гейдар Джемаль вёл несколько телепрограмм, посвященных исламской проблематике («Ныне», «Минарет» и т. д.). В 1998 году Гейдар Джемаль посетил с циклом лекций ЮАР. В 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он выдвинул тезис о возможности стратегического союза ислама и православия в рамках антизападного проекта.

В 2001 году Джемаль возглавил проект взаимодействия политического ислама и западных антиглобалистов.

Позиционирует себя как выразителя интересов и мнений всей мусульманской общины России, несмотря на то, что большинство российских мусульман, а также наиболее видные мусульманские лидеры России, такие как Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин, не считают его таковым.[12]

10 марта 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».

Философия[править | править код]

Философские взгляды Джемаля можно охарактеризовать как исламский марксизм. Марксизм и ислам совпадают в моменте эсхатологии, причем мессианскую роль пролетариата играет умма (исламское сообщество). Современный мир, пришедший на смену империализму, Джемаль именует мондиализмом, где основным противоречием является конфликт транснациональных корпораций против администрации США. Транснациональные корпорации образуют сверхэлиту, корни которой уходят в европейские (прежде всего, британские) аристократические семьи. События 11 сентября он трактует как грандиозную провокацию сверхэлиты против США и исламского мира, напоминая, что Усама бин Ладен и талибы — это «креатуры ЦРУ». Сионизм и КГБ считает инструментами, в равной мере приводящими сверхэлиту к господству над планетой. В философии религии он, опираясь на традицию немецкого романтизма, различает религию пророков (религию пассионарного взрыва и энтропиии) и религию жрецов. Пророки авраамической традиции начинали с критики традиции, тогда как жрецы всегда являются яростными апологетами традиции. Истинная религия — это религия веры (проекта) и смерти. Однако не все течения ислама Джемаль принимает. Он отвергает суфизм, хашимитский ислам арабского истэблишмента и «господство тюркской стихии», приведшей к застою.

Антропология Джемаля базируется на дихотомии божественной искры и «глины» в человеке.

Апология ваххабизма и терроризма[править | править код]

Джемаль не раз выражал свое положительное отношение к деятельности исламистских террористов. Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура», на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», он ответил буквально: «Шахиды — это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат все, что им обещано…».[13]

Высоко отзываясь об исламских террористах-смертниках, Гейдар Джемаль одобрил заявление Доку Умарова, что исламистские террористы будут рассматривать как свои дозволенные цели российских мирных граждан, утверждая: «Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла. Американская авиация бомбила всю Германию вдоль и поперек, не различая военные и гражданские объекты, аналогичным образом она вела себя во Вьетнаме и Ираке. То есть это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола» [14].

В ваххабизме, Гейдара Джемаль видит движение, ведущее к модернизации кавказского общества, а в перспективе и всей России[15]. По его словам, ваххабизм — это прежде всего борьба против традиционной кланово-племенной структуры, и «сегодняшние исламские силы, которые ведут против него („архаичного кавказского общества“) борьбу, представляют собой антиархаическую, новую модель исламского эгалитарного сознания. Это единственный шанс Кавказа на спасение в следующей эпохе»[16]. Его высокие отзывы о «исламски мыслящих» чеченских боевиках и « подлинных носителях салафитского чистого ислама» в интервью газете «Новые Известия» вызвали вопрос интервьюера:: «В вашем изложении представители исламского сопротивления, в отличие от „криминал-националов“, просто рыцари без страха и упрека. А что вы скажете об Арби Бараеве, который называл себя ваххабитом и в то же время прославился как один из крупнейших торговцев людьми?» На это последовал ответ, что Бараев был агентом российских спецслужб, и именно этим объясняется его низкий моральный уровень. На вопрос же о связи ваххабизма с терроризмом Джемаль ответил критикой «антитеррористической истерии, нагнетаемой властью»[17]

Гейдар Джемаль активно приветствовал появление в среде исламских террористов Саида Бурятского (Александра Тихомирова), что по его мнению свидетельствовало об интернационализации борьбы кавказских муджахедов и появление некоего Интернационала исламской революции в России[15]. После того, как в сентябре 2009 г. появилось (ложное) сообщение об убийстве Саида (прославившегося к тому времени рядом крупных терактов), Гейдар Джемаль опубликовал воззвание под заглавием «Провокация против братьев»:

«Дело в том, что Саид Бурятский, да сохранит его Аллах, за последний год приобрел статус ведущего идеолога Джихада, а Джихад — это вершина Ислама. Саид Бурятский, отвечая на многочисленные вопросы, выступая в Интернет-пространстве, создал целый корпус важнейших текстов и обращений, которые остро необходимы сегодняшней исламской молодежи, вынужденной иметь дело с беззубыми и вялыми продуктами „теологической“ деятельности таких как Шамиль Аляутдинов и ему подобные. Вброшенный в массовое общественное пространство слух о том, что Саид Бурятский стал шахидом, не мог не произвести впечатление сильнейшего электрического разряда на всех тех, кто привычно считал, что теоретическая работа, идеология — это практически синоним алиби для отклонения от реальной борьбы и жертвы на пути Аллаха.»[18]

В интервью чеченскому эмигрантскому сайту Prague Watchdog Гейдар Джемаль заявляет себя сторонником исламизма (политического ислама). В ваххабизме и исламизме Джемаль ценит, прежде всего, мятеж против ненавистных ему либеральных и гуманистических ценностей западной цивилизации. Последнюю он противопоставляет исламизму как бездуховную, лишившуюся даже собственных христианских ценностей: «это Рим против Иерусалима в начале нашей эры». По его словам, политический ислам должен возглавить «мировое протестное движение»: Все привыкли к позитивистскому либеральному мышлению, конструирующему себя в рациональных категориях. Все забыли, что борьба народов за социальную и политическую справедливость, за свое присутствие на исторической сцене всегда шла под теологическими знаменами и возглавлялась прежде всего теологами. Сегодня мы к этому возвращаемся, и, естественно, есть серьезные проблемы встраивания в такой высокий дискурс, в такую высокую планку политической философии, достаточно глубоко разработанной, скажем так, западными мыслителями. А для мусульманских умов это пока что еще некое новое поле. Тем не менее самое главное — это политический Ислам, который является точкой сборки самых разных сил, пришедших к выводу, что проблема истории — это их личная конкретная беда и что они должны возглавить мировое протестное движение".

Кавказ Гейдар Джемаль рассматривает как колыбель исламской революции в России, целью же этой революции считает модернизацию России: «Без Кавказа и без его развития в этом ключе никогда не поднимется и не преобразится Россия, которая нуждается во втором модернизационном шансе. Без этого она развалится и сойдет на нет как субъект мирового процесса». На вопрос интервьюера о «человеческом измерении» борьбы — войне, крови, убийствах — Гейдар Джемаль отвечает:

…аспект слабости, смешение, преступления, кровь и так далее, которые характеризуют человека и человеческую историю, есть тот инструментарий, посредством которого осуществляется исторический процесс. Вы не можете иметь историю без крови и страданий. Можно было бы, конечно, представлять, что история могла бы двигаться таким путем, но это будет либеральный взгляд, совершенно исключенный из религиозной парадигмы, в том числе и из традиционалистской, архаической. [Либеральный взгляд исходит из того, что человек создан для счастья, как птица для полета, и все существует для человека и во имя человека. Но этот взгляд не имеет ни веса, ни перспективы"[15]

Гейдар Джемаль об Армении и Израиле[править | править код]

Согласно Гейдару Джемалю армянское государство представляет для Азербайджана «язву» на территории Закавказья и без поддержки России армянское государство прекратит своё существование. Россия не заинтересована в разрешении конфликта в Нагорном Карабахе, находя в этом поддержку у «американо-израильского тандема». Однако мировой кризис должен разрушить возможности России поддерживать Армению и проблема Нагорного Карабаха будет закрыта. Согласно Джемалю это должно было произойти в марте 2009 года [19]

Решение карабахского конфликта, согласно Джемалю, кроется в упразднении Армении как государства, и передаче земель Азербайджану. Аналогичное упразднение с передачей территорий Джемаль предлагает и для Израиля. Для проживающих на этих территориях армян и евреев Джемаль предлагает следующий сценарий[20]:

По сути, армяне могут прекрасно ужиться на территории Иреванского ханства, то есть на территории Азербайджана. Ради Бога, они могут там жить себе спокойно, чинить ботинки, играть на дудках. Просто Армении как суверенного государства не должно быть, вот и все. Точно так же не должно быть и Израиля — это фундаментальное требование всех правоверных мусульман. Евреи могут жить там исключительно на правах граждан единого Палестинского государства. Никто не говорит о том, что евреев надо уничтожить. Может быть, так не думают мусульмане, которые являются либералами по своим убеждениям и которые большей частью находятся, к примеру, в Баку. Но зато так думает подавляющее большинство в многомиллионной Индонезии, Малайзии, Сомали, в мусульманских диаспорах Лондона и Парижа…

Согласно Джемалю «Израиль представляет собой фашистское государство, которое превратило тему Холокоста евреев в религиозный постулат, которое, опираясь на свое лобби, прежде всего, в европейских странах, преследует тех, кто пытается разобраться в истории этого вопроса.» [21]

Израильскую операцию «Литой свинец» Джемаль квалифицировал как «неприкрытый геноцид», которым «продемонстрирована расистская зловещая сущность израильского государства — сионизма». Конец Израиля произойдёт в недалеком будущем, поскольку «мировой истеблишмент», который использует евреев в качестве «марионетки», принесёт их в жертву[22].

Запрос Максима Мищенко о привлечении Джемаля к суду как экстремиста[править | править код]

В июне 2009 г. депутат Государственной Думы РФ Максим Мищенко направил запрос Генеральному прокурору РФ, в котором, основываясь на публикациях сайта Гейдара Джемаля islamcom.ru, требовал признать «Исламский комитет» экстремистской организацией и привлечь Джемаля к уголовной ответственности. В частности, цитировался следующий материал с сайта, посвященный террористическом акту в Нальчике, в результате которого было убито 12 мирных жителей и 35 сотрудников силовых структур: «В России мучеников, павших в боях за веру, называют террористами. (…) 13 октября 2005 года в Нальчике погибло более 90 мусульман, совершивших отчаянную, героическую атаку на врагов Аллаха, годами притеснявших верующих. Последние фотографии этих героев, сделанные их врагами уже в морге, мы публикуем здесь».

После этого запроса, сайт Гейдара Джемаля переместился с домена ru на домен org.[23]

Библиография[править | править код]

См. также[править | править код]

Салафия

Примечания[править | править код]

  1. Джемаль Гейдар Джахидович
  2. Григорий Нехорошев — «Истоки современных идеологий: Гейдар Джемаль, соратник Илюхина и Макашова, Басаева и Хачилаева», Независимая Газета, 12 ноября 1999
  3. Центр «Панорама»: Головин Евгений Всеволодович
  4. Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998
  5. «Терапия оказалась бессильной перед манией Дугина-младшего переустроить мир», «Стрингер», 01.05.2003, перепечатка: перепечатка на Компромат. Ru
  6. Новые правые — малочисленное общественное движение, объединившее в себя русский национал-большевизм и национал-социалистическую идеологию Западной Европы. — Институт русской цивилизации
  7. Е. Л. Мороз. Русское неоязычество.
  8. Ultima Thule (северный предел обитаемого мира)//Вести" (Иерусалим), 24.01.2002
  9. Тимур Полянников, политолог. По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке»
  10. «Память». Документы и тексты / Сост. В.Прибыловский. — М., ИЭГ «Панорама», 1990. С.25-26
  11. [Александр Верховский, Владимир Прибыловский, Екатерина Михайловская. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., «Панорама», 1998 стр. 52
  12. Муфтий Равиль Гайнутдин отмежевался от провокационного заявления муфтия Аширова и Джемаля…
  13. Тимур Полянников, политолог. По тропам Химеры, или размышления о евразийстве и «новом мировом порядке» // «Континент»№ 21(83) 30 октября — 12 ноября 2002 г.
  14. Гейдар Джемаль. Мученическая смерть — высшая форма героизма"
  15. а б в Россия как колыбель обновленного ислама//интервью сайту Prague Watchdog Ошибка цитирования Неверный тег <ref>: название «Interv» определено несколько раз для различного содержимого
  16. Максим Шевченко. Спор мусульман между собою//Независимая газета, 21.08.1999
  17. Гейдар Джемаль «Власть берет человека на заметку»//«Новые Известия», 26 июля 2004.
  18. Провокация против братьев//сайт Института религии и политики
  19. Day.Az. 10 Января 2009. Гейдар Джемаль: «Американо-израильский тандем абсолютно не заинтересован в урегулировании нагорно-карабахского конфликта точно также как и Россия»
  20. MIGnews.com. 28.10 18:34. Азербайджан должен последовать примеру ХАМАСа
  21. Накануне. RU. 28.04.2009. Гейдар Джемаль: Запад противопоставил себя всему миру на поддержке Израиля. Эксклюзивное интервью.
  22. Накануне. RU. 14.01.2009. Большой ближневосточный капкан
  23. Текст заявления Мищенко на сайте Исламского комитета

Ссылки[править | править код]