Крещение Руси

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова

Крещение Руси — введение в Древней Руси в конце X века христианства в его греко-православной форме как государственной религии и его последующее распространение.[1]

Предыстория

Общая характеристика

Крещение народов на территории Руси было сложным многовековым процессом, который начинался в I веке н. э. деяниями более 20 из почти сотни апостолов, ранних учеников и проповедников учения реального Иисуса Христа (м. Макарий. История Русской церкви. Том 1. Отдел 1. Глава 1 [1]; [2] и др.).

В Суроже около 790 года был крещён новгородский князь Бравлин и др.[3]

Рюрик около 834 года крещён в Реймсе.[4][5]

Народы на землях Скифии подвергались тотальной христианизации, хотя бы в форме арианства, уже в IV веке н. э., так как попадали под влияние христианской Византии. Крестились северопричерноморские властители Горда (VI век), Гостун и Кубрат (VII век). Во времена князя Игоря уже существовали на Руси христиане и христианские храмы.

Во времена князя Владимира православных христиан в Киеве было уже от 20 до 25 % от общего населения.[?] И христиане составляли довольно влиятельную часть населения, в том числе и бабушка Владимира — княгиня Ольга, которая была крещена непосредственно в Константинополе императором в середине X века. Так что последующие события лишь развивали уже существовавший процесс.

«Фотиево крещение»

Крещение княгини Ольги

«Выбор веры»

В Повести временных лет под годом 6494 (986) говорится, что князя-язычника Владимира последовательно пытались безуспешно склонить в свою веру булгары-магометане, католики из Рима и иудеи из Хазарии. Удалось же это лишь присланному из Византии некоему «философу».[2]

Е. Е. Голубинский, А. А. Шахматов и другие представители критического направления научной мысли конца XIX века и последующего времени скептически оценивали летописное сказание о выборе веры князем Владимиром.[3]

Между тем, согласно славянскому житию св. Кирилла (известного также как Константин Философ), жившего в IX веке, ему приходилось участвовать при дворе некоего «кагана» в продолжительном богословском диспуте с иудейскими и магометанскими книжниками, в результате чего каган убедился, что христианская вера — истинная.[4] Востоковед А. П. Новосельцев полагал, что участие иудейских священнослужителей в «испытании вер» князем Владимиром могло быть связано с хазарской общиной Киева, члены которой исповедовали иудаизм, хоть и не все из них были этническими евреями.[5]

Крещение князя Владимира

В Повести временных лет под годом 6496 (988) говорится, что князь Владимир осадил Корсунь, взял его и потребовал у византийских соправителей Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Цари согласились, в обмен на личное крещение князя, и послали вместе с сестрой в Корсунь пресвитеров. В это самое время князь Владимир разболелся глазами, но епископ корсунский с приезжими священнослужителями крестил князя, после чего тот исцелился. В результате часть его спутников последовала его примеру.[2]

Крещение в Днепре

Вернувшись из Корсуня в Киев, князь Владимир, согласно Повести временных лет, устроил поругание местных идолов, а затем послал по всему городу сказать:

Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом.[2]

И простые люди последовали примеру своего князя и бояр.[2]

По мнению историка М. А. Васильева, ни о каком «поругании» идолов типа Перуна вести речь не приходится: правильнее говорить о торжественных «проводах-похоронах», которые устроил князь Владимир, сохранивший, видимо, остатки уважения к язычеству.

Итоги

Мних Иаков в «Памяти и похвале Владимиру» многократно повторяет:

  • «Крести же и всю землю Рускую от конца до конца»,
  • «всю землю Рускую исторже из уст диавола и к Богу приведе, и к свету истиному»,
  • «блаженый княже Володимере, бысть апостол в князех, всю землю Русскую привед к Богу святым крещением… И вси людие Рускыя земля познаша Бога».[6]

В списке краткой редакции церковного устава князя Владимира говорится:

Се аз, князь великий Василей, нарицаемый Володимер… усприал есмь крещение святое… узях перваго митрополита Михаила на Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.[7]

Иоакимовская летопись сообщает:

Владимир… приат кресчение сам и сынове его, и всю землю Русскую крести.[3]

Завершение процесса христианизации Руси датируется исследователями по-разному — вплоть до середины XVI века.[8]

Следствием крещения Руси стало признание князя Владимира церковью святым и равноапостольным.[3]

Выбор князя Владимира во многом определил духовное и политическое развитие Руси на много веков вперёд. Но вместе с тем традиции язычества и иных религий причудливо переплетаются в обыденной жизни «россиян» до сих пор.

Память

В Российской Федерации отмечается День Крещения Руси, на Украине — только не смейтесь — День Крещения Киевской Руси — Украины.

Примечания

  1. Крещение Руси // История Отечества с древнейших времён до наших дней. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
  2. а б в г Повесть временных лет
  3. а б в Никон, иером. Век Крещения // Вопросы истории. — 1990. — № 12. — С. 47‒59.
  4. Никон, иером. Начало христианства на Руси // Вопросы истории. — 1990. — № 6. — С. 47.
  5. Новосельцев А. П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. — 1989. — № 9. — С. 28.
  6. Память и похвала князю Русскому Владимиру
  7. Церковный Устав св. князя Владимира
  8. Мезин С. А. О. М. Рапов. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988: [рец.] // Вопросы истории. — 1990. — № 1. — С. 167.

См. также

Ссылки

Литература