Людвиг Фердинанд Клаус

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Людвиг Фердинанд Клаус

Людвиг Фердинанд Клаус, Клаусс (нем. Ludwig Ferdinand Clauß; * 8 февраля 1892 года, Оффенбург — † 13 января 1974 года, Huppert (Heidenrod))[1] — немецкий психолог и расовый теоретик, ученик Эдмунда Гуссерля. В Третьем рейхе был вторым по популярности расовым теоретиком после Ганса Гюнтера.

Родился в семье судьи во Фрайбурге в 1892 г., здесь же окончил среднюю школу. Прошёл военную службу в рядах ВМС, мичманом служил в Норвегии. Добровольцем пошёл на флот в разгар Первой мировой. Затем во Фрайбургском университете изучал философию, психоанализ, антропологию, английский язык и скандинавскую мифологию. Был близким учеником основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля, работал у него с 1917 по 1921 гг. Также Клаусс находился под влиянием идей Эвальда Банзе, известного географа, который изучал воздействие природных ландшафтов на психологию и экологию разума. С 1920-х годов Клаусс активный участник националистических молодёжных движений, в частности «Союза Орлов и Ястребов», чьи журналы публикуют статьи молодого учёного.

1 мая 1933 года вступил в НСДАП. Успешно продвигался по партийной лестнице, поддерживал Национал-социалистический союз студентов Германии и вскоре получил лекторскую должность в Берлинском университете (1936 г.).

В 1927 году отправляется в Дамаск, затем в подмандатный Иерусалим. Ещё позже — в Трансиорданскую пустыню. Наблюдая собственными глазами за произволом британцев и наплывом первых сионистов в Святой Город, Клаусс делается решительным ненавистником сионизма и культурной экспансии Запада на Восток.

Клаусс изучал материал методом «полного погружения». Исследуя арабских номадов (бедуинов), он одевался как бедуин, ел вместе с бедуинами, жестикулировал, как они, спал в их шатрах и вместе с ними участвовал в их быте: кочевье, военных походах, праздниках. Клаусс считал, что соль расы — это не её городские, оседлые представители, а именно дикие, первозданные кочевники, и «изучать природу вещей необходимо в условиях самой природы».

«Обращается в Ислам» и берёт себе духовное имя Мухаммад Фарид аль-Альмани, что значит Мухаммад Фарид Германский. В немецком научном сообществе за ним закрепляется гипербола — Шейх Германских Бедуинов. За таким титулом и вышла его книга полевых заметок «Как бедуин среди бедуинов».

Разработал доктрину Rassenseelenkunde — науку расовой психологии, или психоантропологию — «С точки зрения психологии под расой мы понимаем не хаотический набор „свойств“ или „признаков“, а общий стиль переживания, определяющий цельность характера».

В книге «Раса и духа. Смысл телесных форм» (доступна на русском языке) он писал: «Каждая раса имеет высшую ценность в себе самой. Каждая раса носит в себе самой свою традицию и свой масштаб ценностей, которые нельзя измерять масштабом другой расы. Противно здравому смыслу и ненаучно смотреть на средиземноморскую расу глазами нордической расы и оценивать ее по нордической шкале ценностей, равно как и наоборот. В практической жизни это постоянно случается и неизбежно, в науке же это совершенно нелогично. О ценности человеческой расы „объективно“ мог бы судить лишь человек, стоящий над расами. Но такого человека нет: быть человеком — значит быть расово обусловленным. Может быть, Бог знает, какие места занимают расы по рангу, мы не знаем».

Подобное не вызывало сочувствия у властителя дум, министра и идеолога — Альфреда Розенберга. Против Клаусса возбудили судебное разбирательство, где ему припомнили, что ассистенткой у него работала еврейка. Его исключают из рядов НСДАП и лишают места в университете им. Фридриха Великого, а затем отправляют с научной экспедицией на Балканы, где он переждал спад волны чисток.

Вместе с официальным антропологом СС Бруно Бегером Клаус затем был привлечён к особой миссии «Аненербе» по изучению Rassenkampf — расовой борьбы балканских народов. Помимо вопросов прикладной балканистики, группа Клаусса-Бегера предоставила доклад об идеологической близости национал-социализма и мира религиозных верований и культур Ислама.[2] Также Клаусс выступил с рапортом о внутриарабских расово-культурных различиях с рекомендациями о том, какие арабы наиболее симметричны Рейху, а какие наименее. Именно советы Клаусса уберегли рейх от ошибки в ближневосточной политике, когда в интересах идеологической пропаганды в риторике Рейха термин «антисемитское» заменили на «антиеврейское».

Клауссу были вверены инспекторские функции в школе имамов Рейха, которую в 1944 г. национал-социалисты открыли в Дрездене для поддержки мусульманских воинов на Балканах и в СССР. Также Клаусс был назначен контролёром еще одного проекта Рейха — переводом смысла Корана на немецкий язык.

На закате Рейха, Клаусс пытался спасти гибнущую державу, в срочном порядке укрепив её мусульманскими фюрерами, в феврале 1945-го вышла его статья «Подготовка операции по привлечению исламских народов», которую он представил Главному управлению СС.

Умер 13 января 1974 г. в Хюпперте, Гессен.

Ссылки[править | править код]