Текст:Максим Калашников:Письмо патриарху Кириллу

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Письмо патриарху Кириллу: Церковь и развитие страны



Автор:
Максим Калашников




Дата публикации:
9 марта  2010







Предмет:
Модернизация России
О тексте:
открытое письмо Патриарху Кириллу


Ваше Святейшество!


Автор сих строк в сентябре 2009 г. направил письмо президенту РФ со своими предложениями насчет того, как «взломать лед» на пути инновационного, несырьевого развития страны. И именно это письмо — на которое Дмитрий Медведев ответил публично — получило мощный общественный резонанс. Идеи прорыва в деле модернизации (вернее — развития) страны стали широко обсуждаться.

Но дело не в славе и не в информационном шуме, а в реальном продвижении русских по спасительному пути научно-технического, новопромышленного развития. А здесь — огромные проблемы. Пока, кроме шума в информационном пространстве, мало что предпринимается. Косность и корысть государственного аппарата чудовищны, недееспособность чиновничьей машины — удручающа, и столь же удручающе неверие больного общества в свои силы.

Пришло время обратиться не только к мирским, но и к духовным властям.

Поскольку мы входим в эпоху, которую давно назвали «новым средневековьем», обращаемся к Вам, как главе духовной власти. Мы просим Вас поддержать новый курс страны: курс на неоиндустриальное, научно-техническое, инновационное развитие.

Поскольку лично мне надоела власть «двухстраничников» (персон, умственные способности коих не могут осилить более двух страничек крупным текстом), пишу Вам несколько более пространно.


В свое время Церковь служила хранителем научно-технического прогресса, монастыри по сути выступали как средневековые технопарки и высокотехнологичные (по тем меркам) предприятия. Во времена Сергия Радонежского произошло чудо: он по сути соткал новую Русь на пепелище четырнадцатого века, создав целую сеть, несколько десятков обителей, ставших центрами не только молитв, но и собирания всех жизненных, творческих сил нашего народа. Впрочем, и позже именно Церковь многое делала для роста Русского народа. Можно вспомнить, как одна из первых отечественных электростанций заработала в Соловецком монастыре.

Сегодня — время вновь творить страну из пепелища. Сегодня единственная надежда России — в восстановлении здорового общества, способного пойти по научно-технологическому, неоиндустриальному, инновационному пути развития. Иного пути для Русской цивилизации просто нет. Иной путь — в небытие.

Но пока нас ведут именно в небытие!

Поэтому мы обращаемся к Церкви. Ибо именно православное учение о «соединении ума и сердца», концентрация интеллектуальных способностей, умная молитва и самоотверженное творение — органичная основа инновационного мышления. Будучи приглашенным в Ассоциацию православных экспертов (АПЭ), рьяно поддерживающей проект русского прорыва, сегодня пишу эти строки Вам.

Сегодня страна нуждается в волевом создании и плацдармов инновационного развития, и в создании новой элиты — класса русских миллионеров и миллиардеров, сделавших состояние на инновациях и высоких технологиях, а не на торговле сырьем и металлическими чушками. Все это должно ускорить преображение русского общества. Время создавать точки инновационного роста, совмещенные с очагами нового гражданского, русского общества.

Ибо «железо» без здоровых сообществ свободных, духовно сильных людей — ничто. Развитие страны в промышленной и научной сферах неотделимо от духовного, нравственного, социального развития.


Не просим вас заниматься этим лично. Покамест не предлагаем создавать технопарки при монастырях (хотя вариант высокотехнологичной Фиваиды — это возможное будущее Православия). Нет — пока что речь идет о Вашей моральной санкции, о Вашем влиянии на широкий круг деловых людей.

Наше предложение: создать под эгидой Патриархии (и с помощью отечественного бизнеса, откликающегося на призывы Церкви) так называемый «фонд посевного финансирования». Он может стать и точкой инновационного роста, и очагом формирования новой элиты — элиты русской, творческой, технократической.

Речь идет об «импульсном», «посевном» финансировании, которое позволит как бы разблокировать множество бизнес-проектов и инноваций. А уж они найдут спрос: как в РФ, так и за ее пределами.

В стране есть немало отличных инновационно-высокотехнологичных проектов, которые нуждаются в «точечной» поддержке. Здесь тот самый случай, когда полушка даст эффекта на десять рублей. Пресловутый Архимедов рычаг, если хотите, в самом чистом виде. Идеи и наработки по поводу такого процесса имеются, причем весьма серьезные. Есть структуры, способные отобрать дельные проекты, провести их экспертизу, построить стратегию продвижения на рынок и бизнес-схемы, приносящие прибыль как самим инноваторам, так и вкладчикам фонда. Собственно говоря, названные структуры этим занимаются. Но их собственных возможностей не хватает на все проекты.

Создание особого фонда под Вашей эгидой может превратить все предприятие в мощный социально-экономический фактор ускоренного развития страны.


Второе предложение: создать православный футурополис. Может быть, на основе угодий одного из монастырей. То есть, модель русского будущего: новоград усадебного типа (с домами на одну семью), с наиновейшими русскими технологиями строительства, энергетики, жизнеобеспечения, полной переработки отходов. С русскими прорывными разработками в образовании и медицине (здраворазвитие). С передовыми отечественными агротехнологиями. С отличным, крепким самоуправлением, в данном случае — на базе крепко спаянной общины ревностных православных.

Такой православный футурополис может существовать вокруг, во-первых, передового агрохозяйства (с высокими биотехнологиями переработки продукции), а, во-вторых, еще и вокруг нескольких предприятий с инновационной продукцией. О монастырском ядре даже не говорим: сие само собой подразумевается. Православный «новоград» может стать моделью будущей русской жизни: свободной, духовной, качественной, изобильной. Без безобразных коррупции и засилья чиновников. С высокой рождаемостью, при жизни на лоне прекрасной русской природы. Здесь мы не только самим себе — всему миру пример можем показать.

Мы сделали аналогичное предложение государственному аппарату. Он его тихо положил «под сукно», сведя предполагаемый подмосковный Инноград к варианту очередного технопарка. Редуцировав, так сказать, идею. Выхолостив ее и лишив целостности. Убрав из нее идею русского гражданского общества, соединения духовного и общественного — с научно-техническим.

Может быть, Церковь возглавит это движение и сделает то, чего не желает творить государство?

Интегральный проект футурополиса можно разработать, сведя воедино лучшие разработки отечественных инициативных команд. В стране уже есть несколько проектов «новоградов», из коих можно взять самое лучшее — и породить православный футурополис. Кроме того, его создание может стать неким общецерковным проектом, способным сплотить вокруг себя и духовенство, и верующих мирян, и представителей православного делового мира. Последний и так тратит огромные средства на храмостроительство. Так почему бы не пустить эти средства на создание модели истинно русской жизни на технологиях завтрашнего дня?

В данном случае нужен организующий и вдохновляющий центр проекта. Почему бы — не в Вашем лице?


Сегодня — решающий момент. Вопрос стоит о жизни и смерти Русской цивилизации. Налицо разброд и шатания в государственной власти, отсутствие четкой картины будущего в «верхах», активизация антирусских сил деградации, строящих козни против тысячелетней русской государственности. В этот час — суровый и горестный — глава Церкви может и должен сыграть свою роль в борьбе с силами Зла.

Вопрос развития страны — вопрос ее выживания, сохранения ее единства. Вопрос воссоздания национального единства, порушенного в 1991 году.

Развитие мы разумеем целостное: не только научно-техническое, но и духовное, общественное, национальное. То, что мы предлагаем, способно стать «точкой сборки» новой, преображенной России. Точкой опоры для всех светлых национальных сил. Примером величайшей силы для нерешительного, мечущегося в разные стороны государства, раздираемого между «сырьевыми охранителями» и «новыми перестройщиками».

Грешно не использовать такую возможность.

Тем паче, что силы Зла уже объявили войну не только с Православием, но и против «монгольской Москвы». Они вываливают в грязи русское прошлое и проповедуют окончательный распад «Г+рашки» (их выражение) на сонмище «расово чистых» «русских республик» с неолиберальыми порядками. Нас тянут в новую архаику, в мракобесие, в новую раздробленность. Нынешняя власть явно проигрывает войну с натиском этой чудовищной идеологии, она все сильнее захватывает массы молодых и безрассудных. Власти нечего реально противопоставить агрессивному конструкту, составленному из ультрагитлеровского расизма и неолиберально-монетарного учения Фридмана. Произошло то, чего так боялся великий русско-православный мыслитель Константин Леонтьев более века назад: самый пещерный, «племенной» национализм смыкается с самым оголтелым западным либерализмом. Ныне — в варианте мерзостного постмодернизма.

Чем это грозит самому русскому народу — Вы сами прекрасно понимаете.

Нужно срочно создать привлекательную русскую альтернативу.

Участие Церкви в деле прорывного развития страны должно стать частью Священной войны: против сил Зла и за великое русское Завтра!