Питирим (Окнов)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Питирим (Окнов)
Pitirim (Oknov).jpg
Имя при рождении: Павел Васильевич Окнов
Род деятельности: религиозный деятель
Дата рождения: 28 июня 1858
Место рождения: Лифляндская губерния
Дата смерти: точно не установлена
Место смерти: Екатеринодар или Новочеркасск
Отец: Василий Васильевич Окнов
Вероисповедание: православный
УДК 92

Питири́м (в миру — Павел Васильевич Окнов; 28 июня 1858 — ?) — митрополит Русской Православной Церкви.

Биография[править | править код]

Родился в семье священника Василия Васильевича Окнова, уроженца Тверской епархии,[1] протоиерея мыса Кокенгузен Рижского уезда Лифляндской губернии. Окончил гимназию в Риге.

В 1883 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, в том же году постригся в монашество с именем Питирим и был рукоположен в иеромонаха.

Почти никто в академиях в монашество не постригался, поэтому стали говорить, что Питирим Окнов прорубил окно в монашество.[2]

В 1890 года получил сан архимандрита и был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. С 1891 года — ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1894 году был хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. В 1896 году был назначен на самостоятельную кафедру, епископом Тульским и Белевским.

С 1904 года — епископ Курский и Белгородский (с 1905 года именовался Курским и Обоянским). Принимал живейшее участие в деятельности курских монархистов, был избран почётным председателем Курского отдела Союза Русского Народа. В 1909 году был возведён в сан архиепископа.

Был одним из подписантов телеграммы, отправленной общим собранием Курского отдела Союза Русского Народа Николаю II в сентябре 1909 года в защиту доктора А. И. Дубровина:

Подкупленные свидетели и наемные адвокаты иудейской веры добиваются последней доли своего торжества — судить в лице Дубровина весь Союз Русского Народа, судить и позорить нашу неизменную преданность Тебе, нашу горячую веру в Православную Церковь и нашу национальную гордость.[3]

В 1911 году в Белгороде руководил открытием мощей святителя Иоасафа Белгородского. В том же году был определён архиепископом Владикавказским и Моздокским.

На Владикавказской кафедре, так же, как и его предшественники, уделял большое внимание миссионерской деятельности. Особое внимание уделял осетинским приходам, о которых писал в Синод, что в них «положение Православия особенно печально». Для исправления церковной жизни Осетии провёл во Владикавказе в феврале 1912 года сьезд осетинских пастырей.[4]

Летом 1913 года произвёл приятное впечатление на митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) (лечившегося на Северном Кавказе) и был им представлен Великой княгине Елизавете Фёдоровне. В том же году был определён архиепископом Самарским и Ставропольским. C 1914 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии и член Святейшего Синода.

23 ноября 1915 года был возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским (по некоторым сведениям, по рекомендации наместника Кавказа графа И. И. Воронцова-Дашкова; по общему же мнению — при содействии Г. Распутина).

2 марта 1917 года был арестован наряду с царскими министрами, а 6 марта уволен на покой с пребыванием в пределах Владикавказской епархии (по некоторым сведениям, с назначением ежегодного пособия в размере 4 тысяч рублей[5]).

По другим сведениям, он был уволен на покой 8 марта 1917 года постановлением Синода, вместе с рядом других архиереев (митр. Московский Макарий, архиеп. Тобольский и Сибирский Варнава, архиеп. Сарапульский Амвросий).[6]

Скончался митр. Питирим 21 февраля 1920 года в Екатеринодаре или 25 марта 1919 года в Новочеркасске.

Сочинения[править | править код]

Личность владыки Питирима[править | править код]

C митр. Питиримом через его секретаря И. З. Описенко действительно поддерживал связь Г. Распутин, сам встречавшийся с Питиримом около десяти раз.[7]

По воспоминаниям С. П. Белецкого, Питирим не избежал общей участи тех, кто испытал перемену отношения к себе общества из-за своих связей с Распутиным, несмотря на все старания Питирима приобрести общественную популярность.[8]

Мнение князя Н. Д. Жевахова:

Среди… лучших людей, особенно ненавистных революционерам, занимал едва ли не первое место Петербургский митрополит Питирим.[9]

Сохранилась характеристика, данная владыке Питириму неким синодским чиновником:

…Вечная память доброму владыке, моему ректору и начальнику по службе, к которому слишком односторонне-жестоко отнеслись его современники.[5]

Примечания[править | править код]

  1. Мраморнов А. И. Обыкновенный, но не типичный… // Богослов.Ru, 27.02.2012
  2. Митрополит Антоний (Храповицкий). Ч. 3 // Киприан (Керн), архим. Восхождение к Фаворскому свету. — М.: Изд-во Сретенского моныстыря, 2007. ISBN 5-7533-0060-X
  3. Степанов А. Верный Богу, Царю и народу // Русская линия, 4.03.2006
  4. Владикавказская и Моздокская епархия // Православная Энциклопедия (под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла)
  5. а б Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). — СПб.: Лики России, 2008. — С. 62. ISBN 5-87417-296-1
  6. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох / Вст. ст. и комм. А. К. Светозарского. — М.: Отчий дом, 1994. — С. 412 (прим. 40). ISBN 5-86809-105-1
  7. Платонов О. А. Григорий Распутин и «дети дьявола». — М.: Алгоритм, 2005. — С. 262—263. ISBN 5-9265-0161-X
  8. Шишкин О. Убить Распутина. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — С. 263. ISBN 5-224-00841-7
  9. См. Главу XXIII // Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. — Т. 1. Сентябрь 1915 — Март 1917. — Мюнхен: Изд. Ф. Винберга, 1923.

Ссылки[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Высокопреосвященный митрополит Петроградский Питирим. — Пг., 1916.
  • Высокопреосвященный митрополит Петроградский Питирим. — Пг.: Тип. Фоминой, 1918. — 16 с.