Роже Гароди

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Роже Гароди

Роже Гароди (франц. Roger Garaudy; 17 июля 1913, Марсель13 июня 2012, Париж) — французский политический деятель, ученый, философ, писатель, публицист, теоретик марксизма. Известен тем, что радикально менял свои взгляды в течение жизни: был набожным христианином, активистом коммунистической партии, принял ислам[1].

Биография[править | править код]

Родился в протестантской семье. В 1933 году вступил в компартию.

В 1936 году защитил кандидатскую по философии в Страсбургском университете и был назначен профессором философии в Альби. Тогда же становится марксистом. Во время Второй мировой войны был в рядах левого крыла французского движения Сопротивления.

С октября 1944 года принимает активное участие в политической жизни Франции. Избран депутатом Учредительного собрания (19451946), Национального собрания (19461951), в 1956 году был избран членом политбюро Коммунистической партии Франции (занимал этот пост до 1970 года и считался ведущим идеологом партии), вице-председателем Национального собрания (19591962) и сенатором (19591962).

В 1952 году Гароди назначают собственным корреспондентом официальной газеты французских коммунистов "Юманите" в Москве. Здесь же он работает над докторской диссертацией, дружит с видными партийцами и деятелями культуры. Илью Эренбурга он считал человеком, помогшим ему критически переосмыслить опыт Советского Союза. Известен тот факт, что Сталин не раз принимал Роже Гароди у себя в доме. Гароди возвращается на некоторое время во Францию для защиты докторской степени в Сорбонне. В 1954 году он вновь приезжает в СССР и защищает звание доктора философских наук.

В 1956 году Роже Гароди переизбирается в парламент депутатом от парижского округа.

Партийная карьера достигает своего апогея, когда он становится вице-президентом Национальной Ассамблеи. С 1961 года Гароди - член Политбюро. Он становится главным редактором французского теоретического журнала "Койе де коммунизм" ("Тетради коммунизма") и руководит одним из крупнейших проектов - переводом работ Ленина на французский язык.

В мае 1968 года на заседании политбюро Гароди критикует лидера Компартии Франции Жоржа Марше за недооценку им студенческого движения. Потом он выступает против советского вторжения в Чехословакию и вступает в конфронтацию с коммунистическими руководствами Франции и СССР. На очередном съезде Компартии Франции политическая позиция Гароди признается несовместимой с установками КПФ; в апреле 1970 года его исключают из рядов Коммунистической партии, в которой он состоял тридцать семь лет. Это известие сразу дошло до советского руководства: на одном из пленумов ЦК КПСС Леонид Брежнев посвятил целый доклад "ренегату Гароди".

После того как покинул компартию - принял католицизм.

Известие о принятии Ислама Роже Гароди в 1982 году стало еще одной сенсацией в глазах мировой общественности. Изменив свое имя на Раджу Джаруди, он начинает утверждать, что "террор и анархию" могут искоренить лишь ценности, установленные исламской культурой. Мыслитель так объяснял принятие мусульманской религии:

"Да, сегодня я мусульманин! Вы спрашиваете, почему я принял Ислам? Своим выбором я опередил эпоху."

В то же время Гароди не отдаляется от мировой политики: в 1991 году встает на сторону Ирака во время операции "Буря в пустыне", а в 1995-ом в журнале "Старый крот" публикует книгу "Основополагающие мифы израильской политики", которая в последний раз наделала шум вокруг его имени. В этой работе Гароди обвиняет евреев в том, что те преувеличивают масштабы преследования в "третьем рейхе" и превращают так называемый "холокост" в полезный политический инструмент.

В 1988 году Роже Гароди участвует в международном проекте "Зимний университет", организованном мусульманской общиной Южноафриканской республики, читает лекции на форуме ведущих исламских интеллектуалов мира в кейптаунском университете на тему "Исламский проект, интеллектуальные перспективы третьего тысячелетия". Ученый пишет труды, посвященные мусульманской религии, пользующиеся мировым успехом[2].

Отрицание холокоста[править | править код]

Отрицатель холокоста[3][4]. Оправдывал преследование немецких евреев Гитлером (которое началось уже в 1933 году) тем, что 6 сентября 1939 года, уже после начала войны председатель Еврейского агентства (Jewish Agency for Palestine) с офисом в Лондоне Хаим Вейцман публично объявил, что евреи готовы «сражаться за демократию на стороне Великобритании». По мнению Гароди, это «это письмо представляло собой настоящее объявление еврейским миром войны Германии»[5].

Гароди считает появление самого термина «холокост» - отнюдь не случайным. Это греческое слово означает жертвоприношение у древних евреев, при котором жертва полностью зжералася огнем. Как поясняет Р. Гароди, выражение «холокост» «выражает желание сделать преступления, совершенные против евреев, исключением в истории, потому что страданиям и смерти придается сакральный характер ... Мученичество евреев, таким образом, становится несравнимым ни с каким другим: благодаря своему жертвенному характеру, оно включается в Божественного плана, как распятие Христа в христианской теологии, знаменуя собой начало новой эпохи».[6]

Сочинения[править | править код]

  • Antée (roman), Éditions Hier et Aujourd'hui, 1945 → Антифашистский роман-дневник «Антей»
  • Le communisme et la renaissance de la culture française (1945)
  • Le huitième jour de la création (roman), Éditions Hier et Aujourd'hui, 1946 → Роман «Восьмий день создания»
  • Les sources françaises du socialisme scientifique, Éditions Hier et Aujourd'hui, 1948
  • L'Eglise, le communisme et les chrétiens, Éditions Sociales, 1949
  • Grammaire de la liberté, Éditions Sociales, 1950
  • Le manifeste du parti communiste: révolution dans l’histoire de la pensée socialiste (1952)
  • Théorie matérialiste de la connaissance, PUF, 1953
  • La Liberté, Éditions Sociales, 1955
  • Mésaventures de l’anti- marxisme. Les malheurs de M. Ponty (ouvrage collectif), Éditions Sociales, 1956
  • Humanisme marxiste, Éditions Sociales, 1957
  • Questions à Jean-Paul Sartre, précédées d’une lettre ouverte (1960)
  • Du surréalisme au monde réel : l'itinéraire d'Aragon, Gallimard, 1961
  • Dieu est mort, PUF, Paris, 1962
  • Qu’est-ce que la morale marxiste?, Éditions Sociales, 1963 → «Что такое марксистская мораль?»
  • D'un réalisme sans rivages Picasso Saint-John Perse Kafka, préface de Louis Aragon, Plon, 1963 → «О реализме без берегов...»
  • Karl Marx, Seghers, Paris (1965)
  • Marxisme du XXe siècle, La Palatine, Paris-Genève, 1966 → «Марксизм XХ столетия»
  • Le Problème chinois, Seghers, 1967
  • Lénine, PUF, Paris, 1968
  • Pour un réalisme du XXe siècle. Etude sur Fernand Léger (1968)
  • Pour un modèle Français du Socialisme, Gallimard, 1968
  • La liberté en sursis. Prague 1968, Fayard, 1968
  • Le Grand tournant du socialisme, Gallimard, Paris (1969)
  • Marxistes et chrétiens face à face, en collaboration avec Q. Lauer, Arthaud,Paris, 1969
  • Toute la vérité, Grasset, 1970
  • Reconquête de l'espoir, Grasset, Paris, 1971
  • L’Alternative, Robert Laffont, Paris, 1972 → «Альтернатива»
  • Parole d'homme, Robert Laffont, 1975
  • Le projet espérance, Robert Laffont, Paris, 1976
  • Pour un dialogue des civilisations Denoël, 1977
  • Appel aux vivants, Éditions du Seuil, Paris (1979), Prix des Deux Magots
  • Comment l'homme devint humain Editions j.a. (1979)
  • Promesse de l'Islam, Seuil, 1981
  • Pour l'avènement de la femme, Albin Michel, Paris, 1981
  • L’Affaire Israël : le sionisme politique, Papyrus, 1983
  • Biographie du XXe siècle, Tougui, Paris, 1985
  • Les Fossoyeurs. Un nouvel appel aux vivants, L'Archipel, Paris, 1992
  • Mon tour du siècle en solitaire, mémoires, Robert Laffont, Paris (1989)
  • Intégrismes, Belfond, 1990
  • Les Orateurs de la Révolution française (1991)
  • À Contre - Nuit (1992)
  • Avons-nous besoin de Dieu ?, introduction de l'abbé Pierre, Desclée de Brouwer, Paris (1993)
  • Souviens-toi : brève histoire de l'Union soviétique, Le Temps des cerises, Pantin (1994)
  • Vers une guerre de religion ? Débat du siècle, Desclée de Brouwer, Paris (1995)
  • L'Islam et l'intégrisme, Le Temps des cerises, Pantin (1996)
  • Les Mythes fondateurs de la politique israélienne, Librairie du savoir, Paris (1996)
  • Grandeur et décadences de l'Islam, Alphabeta & chama, Paris (1996)
  • Réponse au lynchage médiatique de l'abbé Pierre et de Roger Garaudy, Samiszdat Roger Garaudy, 1996[8]
  • Mes témoins, Editions A Contre-Nuit, Paris, 1997
  • Les Etats-Unis avant-garde de la décadence, Éditions Vent du Large, Paris, 1997
  • Le Procès du sionisme israëlien, Éditions Vent du Large, 1998
  • Le Procès de la liberté, en collaboration avec Jacques Vergès, Vent du large, Paris, 1998
  • L’Avenir, mode d'emploi, Vent du large, Paris, 1998
  • L'Islam en Occident, Cordoue capitale de l'esprit, L'Harmattan, Paris (2000)
  • Le Terrorisme occidental, Al-Qalam, Luxembourg, (2004)
  • Qu'est-ce que l'anti-américanisme?
  • Роже Гароди. Основополагающие мифы израильской политики
  • Роже Ґароді. Основоположні міфи ізраїльської політики

Cсылки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. "Controversial French author on trial for trivialising the holocaust". BBC News. Retrieved 2011-10-3.  Unknown parameter |lang= ignored (help); Check date values in: |accessdate= (help)
  2. Роже Гароди. За Ислам ХХ века
  3. Отрицание Холокоста в России
  4. Раздел 3. Отрицание Холокоста в России
  5. Гароди Р. Мифы Израилита // Кубань. — № 1. — М.: 1997
  6. Гароди, Роже. "Основополагающие мифы израильской политики" Приводится из издания «Наш Современник» 1997, № 1-4