Текст:Соль дороже золота

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Соль дороже золота»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Соль дороже золота



Автор:
Словацкая народная









Язык оригинала:
Словацкий язык





Жил-был король и было у него три дочери. Пуще гла́за он их берёг, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трёх быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны.

Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.

Позвал он дочерей и говорит:

— Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?

— О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, — целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.

— Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!

— О, дорого́й отец! Люблю я вас как свой девичий венец! — кинулась отцу на шею средняя дочь.

— Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?

— Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! — отвечала Марушка, ласково глядя на отца.

— Ах ты, негодница, — накинулись на неё сестрицы, — сравнивать отца с солью!

— Да, я люблю его, как соль, — повторила Марушка и ещё нежнее поглядела на отца.

Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берёт и сыплет!

— Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к со́ли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! — крикнул король.

Марушка от го́ря словечка сказать не может. Но приказ отцовский для неё закон. Собрала свои немудрёные пожитки и подалась, куда глаза́ глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до тёмного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.

— Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! — отвечает

ей Марушка.

— Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра!

Поведала Марушка старой женщине своё горе. «Ничего, — говорит, — мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймёт, как сильно я его люблю.»

По правде говоря, старая женщина и сама всё про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже́ голод да жажда мучат.

— Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?

— Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, — отвечала Марушка.

— Покажу, покажу, доченька! Тебе моё ученье впрок пойдёт, а придёт время — и в жизни пригодится.

Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в её руках — любо-дорого посмотреть.

А во дворце в это время старшие сёстры живут не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всём потакает. Старшая то всё в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это ещё у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.

Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.

— Бог с ней, — отгоняет невеселые думы старый король. — Ведь она меня не больше чем соль любит.

Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошёл, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.

— Ох, король — батюшка! — вопит он. — Беда приключилась великая!

— Ты что умом тронулся? — удивляется король.

— Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?

— Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!

— Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки со́ли!

— Тогда соли́ без со́ли, иль стряпай такое, где соль не нужна! — отрезал разозлившись король.

А повару что? — «Будь что будет! Хозяин-барин, коли так велит, пусть так и будет!»

И давай все кушанья варить без со́ли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, пото́м на одни сладкие блюда перешёл. Ну и стряпня это была, в рот не возьмёшь! Стало всё меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а пото́м гости и вовсе позабыли в за́мок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдётся: «Хле́ба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота — пруд пруди, а со́ли во всём королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно её никогда не было!

Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Со́ли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.

Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку со́ли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесёт!

Понял король, что соль дороже золота, а тут ещё совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.

А нашей Марушке тем временем живётся не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая то старушка всё, конечно, знает, но до времени помалкивает.

Зовёт как-то она Марушку к себе и говорит:

— Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдёт твоё время и пробьёт твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!

— Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? — заплакала Марушка.

— Не плачь, дочушка, всё образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!

Все ей вещунья рассказала, а пото́м добавила:

— Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?

— Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку со́ли для моего бедного отца.

— Только и всего? Ведь я всё могу, чего бы ты ни попросила, — улыбнулась добрая вещунья.

— Нет, бабушка, спасибо, только со́ли, — отвечает ей Марушка.

— Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе со́ли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь

— остановись и стукни палочкой 6 земь! На том месте земля отворится — ты внутрь войди! Что там найдёшь — всё твоё. Это тебе от меня приданое на свадьбу!

Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась ещё вернуться за ней и в королевский за́мок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:

— Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!

Вот и лесная опушка. Хочет Марушка ещё раз старушку поблагодарить — глядит, а её нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому.

Приходит в за́мок, и — то ли её давно не видали, то ли на ней платок повязан был — не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.

— Пропустите меня, — просит Марушка, — я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!

Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хле́ба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:

— Хлеб то у нас есть, да вот со́ли нету!

— Коли нету, так будет! — отвечает Марушка, отрезает ломоть хле́ба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.

— Соль! — обрадовался король, — ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь — всё получишь!

— Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! — отвечает Марушка — и скидывает с головы́ платок.

Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. — Всё ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! — говорит.

Разнеслась добрая весь по всему за́мку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и со́ли принесла. Все радуются и сёстры тоже. Да не столько Марушке, сколько со́ли. Марушка зла не держит, угощает сестёр хлебом с солью. И каждого, кто придёт, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без со́ли не остаться.

— Не спеши добро раздавать, — говорит, а она отца успокаивает:

— Всем хватит, батюшка!

И верно, сколько со́ли раздаст, столько и прибудет!

Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стои́т Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу всё, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой — земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.

Вдруг откуда ни возьмись — перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам — штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:

— Добро пожаловать, королева, мы ждём тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь всё твоё!

Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут её по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!

— Что это такое? — спрашивает у гномов королева. — Я такой красоты никогда ещё не видала!

— Всё это соль! — отвечают подданные.

— Неужели? Разве соль растёт? — изумляется королева. — Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?

— Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без со́ли! — отвечали ей гномы.

Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.

Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и всё ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.

А Марушка всё не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой за́мок.

Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит,

но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зёрнышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться.

В дареном узелке соль давно уже́ кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растёт: стали люди её оттуда брать. И сейчас берут, а соль всё не убывает! И у всех её вдосталь.