Артуро Мартини

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
1936 год

Артуро Мартини (итал. Arturo Martini; 11 августа 1889, Тревизо — 22 марта 1947, Милан) — итальянский скульптор.

Биография[править | править код]

Он был третьим из четырех сыновей Антонио, повара, и Марии Делла Валле, служанки из Бризигеллы.[1]

В детстве обучался ювелирному мастерству и искусству керамики. В 1905 начал заниматься скульптурой под руководством Карлини, затем обучался в Венеции, в Свободной школе при Академии художеств (1907). В 1909, находясь в Мюнхене, брал уроки у Адольфа Хильдебранда. В 1912 и 1914 посетил Париж, где выставлялся на Осеннем салоне. Ранние работы, отмеченные влиянием экспрессионизма, часто выполнены в технике цветной терракоты и глазурованной керамики (Проститутка, 1909—1913; Влюбленная девушка, 1913, обе — Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро).

В период Первой мировой войны Мартини работал на оружейном заводе, где освоил технику литья. В дальнейшем жил попеременно в Риме, Венеции, Милане.

Творческий расцвет Мартини приходится на 1920-е — начало 1930-х. В 1921 он примкнул к группировке журнала Валори пластичи, которая отстаивала ценность национальной классической традиции в современном искусстве. Опираясь на наследие античности и итальянского Возрождения, Мартини претворял классические эталоны, наполняя их современным звучанием.

В 1924 им был выполнен памятник павшим в Вадо Лигуре, в 1927—1928 в Ворчестере (Массачусетс) был возведен грандиозный монумент в честь итальянских первопроходцев Америки. В пластике этого мастера легкие отступления от каноничной формы, тонкие отсылки к искусству этрусков, Древнего Рима, византийской, романской и ренессансной скульптуре порождают впечатление напряженной нити, связывающей современность с далеким прошлым. Он работал в разных техниках — терракоты, майолики, бронзы, камня и, отличаясь необыкновенной продуктивностью, оказал большое влияние на младшее поколение итальянских скульпторов. Тематический репертуар Мартини весьма разнообразен: мифологические и библейские сюжеты, персонажи древней истории и портреты современников, анималистика, аллегорические, жанровые и даже пейзажные мотивы (Блудный сын, 1926; Товий, 1934; обе — Акуи Терме, собрание Оттоленги; Лунный свет, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Афина, 1934—1935, Рим, университетский городок). Фигуры варьируются от прямостоящих, колоннообразных до припавших к земле, ползущих или скорчившихся в эмоциональном напряжении (Пастух, 1930, Рим, Нац. галерея современного искусства; Материнство, 1929—1930, Турин, Гор. галерея современного искусства; Пьющий, 1934—1935, Рим, Нац. галерея современного искусства; Волчица, 1931, Антверпен, Музей Миддлхейм; Памятник Титу Ливию, 1942, Падуя, университет). Столь же широк диапазон его формальных приемов — от тонкой имитации исторических стилей до новейшей манеры эскизной лепки, разрыхляющей форму (Портрет Роберто Монвейлера, 1944, Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро).[2]

В 1930-х преподавал в Художественной школе на вилла Реале в Монце, близ Милана.

В 1940-х им создана серия терракот, проникнутых взволнованной экспрессией, перекликающейся с грезоподобными образами сюрреализма.

В 1945, как будто исчерпав все возможности скульптуры и пребывая в состоянии творческого кризиса, Мартини выпустил в свет книгу Скульптура — мертвый язык, в которой выразил свое разочарование в современной пластике, предрекая ей скорую гибель.[2]

Галерея[править | править код]

Интересные факты[править | править код]

Артуро Мартини, итальянский скульптор, который всю свою жизнь любил одну женщину, которая была старше его на семь лет, к тому же была женой генерала из окружения Муссолини. Для Дуче Артуро построил бассейн, на дне которого красовалась мертвая русалка с лицом любимой скульптора. Мартини и его возлюбленная умерли в 1947-ом году с разницей в семь дней, она в Ницце, он — в Милане.

Ссылки[править | править код]

  1. it:Arturo Martini
  2. а б В. Крючкова. Мартини. // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. Редактор Л. П. Анурова. 2006.
  3. Среди писателей той поры титулом "Поэт" обладал только Д`Аннунцио
  4. La Pisana, реализованная, начиная с 1928 г. и далее, в многочисленных вариантах: женщина, запечатленная в своей крайней чистоте и чувственности, обнаженное тело, удобно свернувшееся во сне. Название работы La Pisana («Пизанка») относится к героине романа Ипполито Ньево «Исповеди восьмидесятилетнего»
  5. Галерея Николы Пьетро Ашкери с работами Артуро Мартини, одна из которых - "Материнство" выиграла первый приз за скульптуру в размере 100 000 лир, с которой скульптор купил дом в Вадо-Лигуре. Важная цифра: автомобиль Fiat Topolino в то время стоил 8 900 лир
  6. Музей дель Novecento, Милан. Трудно сказать, падает ли надгробная плита, или ее поднимает встающий из могилы человек. На могиле можно прочитать фразу, которую сказал Муссолини, он ссылается на итальянских мучеников первой мировой войны, предполагая, что они повернутся в своих могилах, если услышат, как критикуют его деятельность. 10 самых лучших фигуративных скульптур
  7. Бронзовая статуя Минервы установлена около здания библиотеки университете La Sapienza в Риме и является его символом. Университет учреждён папой Бонифацием VIII в 1303 году. Это было второе учебное заведение в «вечном городе» и, в отличие от теологической школы при папском дворе (основанной в 1244 году), оно предназначалось для людей светских.