Ганс Фридрих Карл Гюнтер

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Ганс Гюнтер»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ганс Фридрих Карл Гюнтер
Hans Friedrich Karl Günther
Bundesarchiv Bild 183-1989-0912-500, Prof. Hans Günther.jpg
Prof. Hans Günther (Bundesarchiv)
Псевдонимы: Генрих Аккерман
Дата рождения: 16 февраля 1891
Место рождения: Фрайбург
Дата смерти: 25 сентября 1968
Место смерти: Фрайбург
Гражданство: Германская империя, Веймарская республика, Третий рейх, ФРГ
В запросе есть пустое условие.
Род деятельности: писатель, философ, поэт-драматург, автор расовой теории, преподаватель
Язык произведений: немецкий
Годы творчества: 19201952
Направление: Расовя теория
Дебют: Уход Ганса Бальденвега, 1920, драма
Награды:

Золотой партийный знак НСДАП

УДК 92

Ганс Фридрих Карл Гюнтер (нем. Hans Friedrich Karl Günther; 16 февраля 1891, Фрайбург — 25 сентября 1968, там же) — немецкий антрополог и евгенист в Веймарской республике и Третьем рейхе.

Он преподавал в университетах Вены, Берлина и Фрайбурга, написал многочисленные книги и эссе по расовой теории. В 1929 году он издал «Краткую расологию немецкого народа», которая стала очень популярной. В 1931 году был назначен на новую кафедру расовой теории в Вене. [?]

Биография[править | править код]

Юность[править | править код]

Отец Ганса Гюнтера Карл Вильгельм был потомственным музыкантом, семья которого происходила из окрестностей города Дессау (Саксония-Анхальт). Мать Гюнтера Матильда Катарина Агнес, урожденная Кропф, была родом из Штутгарта, где жило несколько поколений ее семьи. По этой линии прослеживается отдаленная связь с семьей матери Кеплера, великого астронома и еретика.

Гюнтер учился в родном Фрейбурге в университете Альберта Людвига, где он изучил сравнительную лингвистику, но также слушал лекции по зоологии и географии. Закончил и аттестат зрелости в 1910 году. В 1911 он провёл семестр в Сорбонне, Париже.

Молодость[править | править код]

Он достиг докторантуры в Сорбонне в возрасте 23 лет, в 1914 году, защитив диссертацию на тему «Об источниках народной книги о Фортунате и его сыновьях» — романтическом, полусказочном собрании авантюрных историй эпохи средневековья. Первые свои деньги он заработал, издав эту работу отдельной книгой.

В этот же год начинается первая мировая война, Гюнтер вербуется в пехоту, но вынужден комисоваться из армии с полученным на службе тяжелым суставным ревматизмом. Он продолжает служить отечеству, но уже в качестве санитара Красного Креста.

Зрелость[править | править код]

В 28 лет, в 1919 году Ганс Гюнтер официально выходит из протестантской церкви и начинает писать свою первую программную работу «Рыцарь, Смерть и Дьявол. Героическая мысль», которая вышла в 1920. Книга была напечатана в Мюнхене Юлиусом Фридрихом Леманом, специализировавшимся на издании националистической литературы. Генрих Гиммлер был очень увлечен этой книгой. Сотрудничает с «Deutsche Freiheit», издаваемой Рудольфом Горслебеном.

В 1922 Гюнтер продолжает учился уже в Венском университете, работая в музее в Дрездене. В 1923 он переехал в Скандинавию, где жила его вторая жена-норвежка. Он получил научные вознаграждения от Упсальского университета и Шведского института расовой биологии, возглавляемого Германом Люндборгом. В Норвегии же он встретил Видкуна Квислинга, будущего «фюрера» Норвегии.

Гюнтер и национал-социализм[править | править код]

В 1930 году Гюнтер знакомится с руководством национал-социалистической партии Тюрингии. Следствием этого знакомства явилось создание правительством Тюрингии по специальному распоряжению от 14 мая 1930 года кафедры социальной антропологии в Йенском университете (несмотря на протесты либеральной профессуры) и назначение Гюнтера профессором этой кафедры.

15 ноября 1930 года профессор Ганс Ф. К. Гюнтер прочел свою вступительную лекцию на тему «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». На этой лекции лично присутствовал Адольф Гитлер. После лекции Герман Гёринг обратился к собравшимся перед университетом людям с хвалебной речью в адрес профессора. Уже вечером восторженные студенты устроили факельное шествие перед домом нового преподавателя. Но отзывы в не разделявших идеи национал-социализма газет были иного рода: его кафедру назвали «кафедрой антисемитизма», а его лекцию, как и любого учёного подобного рода в то время, покушением на науку.

С этих пор жизнь Гюнтера была связана с национал-социализмом, что имело неприятные последствия. В 1931 году некто Карл Даннбауэр, имея задание убить лидера партии Розенберга, упустил его из вида и принял решение убить Гюнтера. Предпринятая им попытка оказалась неудачной из-за оказанного Гансом Гюнтером сопротивления, хотя Ганс и получил ранение в руку, требующее в последующем длительного лечения.

В 1935 он стал профессором Берлинского Университета, где преподавая расовую науку, человеческую биологию и сельскую этнографию. С 1940 до 1945 он был профессором в Университете Альберта Людвига.

Он получил несколько наград во времена Третьего рейха, особенно в 1935 году. На партийном съезде 11 сентября 1935 года Альфред Розенберг, главный идеолог партии вручил Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и подчеркнул в своей речи, что Гюнтер «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

В последующие годы Гюнтер получил медаль Рудольфа Вирхова от Берлинского общества этнологии и антропологии, которое возглавлял Ойген Фишер, и был избран в руководство Немецкого философского общества. По случаю 50-летия (16 февраля 1941 года) Гюнтер был награждён медалью Гете и золотым партийным значком. Кроме того, с 1933 года он вошел в Совет по демографии и расовой политике, находившийся в подчинении Вильгельма Фрика, министра внутренних дел и народного образования Тюрингии.

В апреле 1945 года в Тюрингию вошли американцы и заняли виллу Шульце-Наумбурга. Гюнтер, как и другие жители Веймара, несколько недель работал в концлагере Бухенвальд. Когда стало известно, что Тюрингия войдет в советскую зону, Гюнтер с семьей вернулся во Фрайбург.

Три года Гюнтер провел во французском концлагере без суда и следствия. 8 августа 1949 года суд третьей инстанции вынес приговор об освобождении, гласивший, что Гюнтер

Aquote1.png всегда действовал в рамках международной науки и никогда не участвовал в травле евреев.[?] Aquote2.png

Парадокс состоит в том, что главный расолог Третьего рейха никогда не был членом НСДАП, хотя и был награжден золотым партийным значком.

Признание Гюнтера в Америке[править | править код]

В 1953 Американское общество генетики человека выбрало Ганса Ф. К. Гюнтера своим членом-корреспондентом. Он был по-прежнему единственным немецким расовым теоретиком, который имел связи и известность среди иностранных специалистов.

Расовая теория[править | править код]

«Bilder deutscher Rassen»
«Образы немецких рас»
Icons-mini-icon 2main.png Основная статья: Расовая теория Гюнтера

Гюнтер являлся адептом нордицизма. Он выделяет шесть европейских субрас:

  1. Нордическая раса (нем. nordische Rasse)
  2. Динарская раса (нем. dinarische Rasse)
  3. Западная раса (средиземноморская раса) (нем. westische (mediterrane) Rasse)
  4. Восточная раса (альпийская раса)
  5. Фальская раса
  6. Восточно-балтийская раса

Из этих рас, нордическая объявлялась самой благородной и главной творческой силой в истории. Согласно Гюнтеру, высокорослые долихокефальные блондины — представители нордической расы основали едва ли не все выдающиеся культуры в истории. Остальные расы расценивались Гюнтером ниже; семиты (евреи) считались полной противоположностью нордической расе, способной вносить только «смуту и беспорядки».

«Эти шесть рас [нордическая, фальская, западная, восточно-балтийская, восточная, динарская] именуются в соответствии с нашим законодательством арийскими. Таким образом, арийцами являются в Германии те люди, которые принадлежат к одной из этих шести рас или несут в себе свойства этих рас в смешанном виде. Неарийцами же являются ориенталиды и переднеазиаты или помеси этих двух рас с другими расами, каковые помеси представляет еврейская народность[1]

Цитаты[править | править код]

  • «Быть консерватором не значит тосковать по жизни прошлой, но стоять за вечные истины».
  • «При выборе супружеской пары следует избегать не только людей, о наследственной неполноценности которых говорит уже их внешность, но в определённых случаях также их братьев и сестёр, которые внешне кажутся здоровыми. Это, например, братья и сёстры слабоумных, братья, сёстры и дети эпилептиков, шизофреников и лиц, страдающих маниакально-депрессивным психозом. Избегать нужно также психопатов всех типов, истериков, кретинов, слепых и глухих от рождения (но не тех, кто стал слепым или глухим из-за заразной болезни или несчастного случая). Внешне здоровые братья, сёстры и дети наследственно неполноценных людей могут вступать лишь в такие браки, которые будут бездетными. Какие наследственные болезни исключают брак, зависит от требований к будущему потомству.
Желателен обмен свидетельствами не только о здоровье обручённых, но и о наследственных качествах их семей. Было бы большим прогрессом, если бы до государственного постановления о таком обмене в уважающих себя и заботящихся о своём потомстве семьях распространился такой обычай. Попноу даже считает, что обычай был бы лучше, чем закон».[2]

Библиография[править | править код]

  1. Уход Ганса Бальденвега, 1920, драма
  2. Рыцарь, Смерть и Дьявол. Героическая мысль, 1920
  3. Об источниках народной книги о Фортунате и его сыновьях, диссертация, 1922
  4. Расология немецкого народа, 1922
  5. Старая академическая наука
  6. Расология Европы, 1924
  7. Нордическая идея среди немцев, 1925
  8. Рыцарь, Смерть и Дьявол, стихи, 1925
  9. Аристократия и раса, 1926
  10. Раса и стиль, 1926
  11. Немецкие головы нордической расы (в соавторстве с Ойгеном Фишером), 1927
  12. Платон, как хранитель жизни, 1928
  13. Расовая история эллинского и римского народов, 1928
  14. Расология еврейского народа, 1929
  15. Краткая расология немецкого народа, 1929
  16. Индоевропейская религиозность, брошюра, 1934
  17. Религиозность нордического типа, 1934
  18. Урбанизация, ее опасность для народа и государства с точки зрения биологии и социологии, 1934
  19. Создание правящей знати путем родового воспитания, 1936.
  20. Формы и история брака, брошюра, 1940
  21. Крестьянская вера, 1942
  22. Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности
  23. История жизни эллинского народа, книга, 1956
  24. Исчезновение талантов в Европе, 1959, книга, посвященная вопросам евгеники.
  25. История жизни римского народа, книга 1957
  26. Иисус, его миссия и отношение к ней на Западе, книга, 1952 [3]
  27. Нордическая раса у индогерманцев Азии

Литература[править | править код]

Издания автора на русском[править | править код]

  • Ганс Ф. К. Гюнтер Избранные работы по расологии. — второе изд., дополн. и проиллюстр.. — Москва: «Белые альвы», 2005. — 576 с. — Библиотека расовой мысли. — ISBN 5-7619-2015-Xо книге

Издание содержит следующие произведения: «Нордическая идея среди немцев», «Расология немецкого народа», «Краткая расология Европы», «Нордическая раса среди индоевропейцев Азии и вопрос о прародине и расовом происхождении индоевропейцев», «Расовая история эллинского и римского народов», «Что такое нордический расовый тип», «Раса и стиль», «Религиозность нордического типа», «Народ и государство в их отношении к наследственности и отбору», «Выбор супружеской пары для счастья в браке и улучшения наследственности», «Наследственность и воспитание», «Наследственность и среда», «Исчезновение талантов в Европе».

Исследования на тему[править | править код]

  • Christopher Hale Himmler’s Crusade: the True Story of the 1938 Nazi Expedition into Tibet Bantam, 2004 ISBN 978-0553814453 (англ.)
  • Karl Saller: Die Rassenlehre des Nationalsozialismus in Wissenschaft und Propaganda. Progress-Verlag, Darmstadt 1961. DNB (нем.)
  • Hans-Jürgen Lutzhöft: Der Nordische Gedanke in Deutschland 1920—1940. Klett, Stuttgart 1972, ISBN 3-12-905470-7. (нем.)
  • Peter Emil Becker: Wege ins Dritte Reich (Teil II). Sozialdarwinismus, Rassismus, Antisemitismus und Völkischer Gedanke. Thieme, Stuttgart / New York 1990, ISBN 3-13-736901-0. (нем.)
  • Friedrich Hertz: Hans Günther als Rasseforscher. Berlin 1930. DNB (Erkenntniskritischer Ansatz.) (нем.)
  • Elvira Weisenburger: Hans Friedrich Karl Günther, Professor für Rassekunde. In: Michael Kißener / Joachim Scholtyseck (Hrsg.): Die Führer der Provinz. NS-Biographien aus Baden und Württemberg, UVK, Konstanz 1997, ISBN 3-87940-566-2. (нем.)
  • Erich Freisleben: Grundelemente der Rassenkunde und Rassenhygiene der Weimarer Zeit. Eine Untersuchung zu zwei Standardwerken. Diss., Freie Universität Berlin 2003. DNB (нем.)
  • Peter Schwandt: Hans F. K. Günther: Porträt, Entwicklung und Wirken des rassistisch-nordischen Denkens, Vdm Verlag Dr. Müller, Saarbrücken 2008, ISBN 3-63901-276-3. (нем.)

Примечания[править | править код]

  1. Richard Rein. Rasse und Kultur unserer Urväter. Ein methodisch-schultechnisches Hilfsbuch für Unterricht und Vorträge in der Vorgeschichte. 1936. Frankfurt/M. S. 18
  2. Цитата по Лин фон Паль. Аненербе: Оккультный демарш СС. АСТ, Астрель-СПб, 2007 ISBN 978-5-17-043881-5, ISBN 978‒5-9725‒0824‒2
  3. Опубликовано под псевдонимом Генрих Аккерман. В книге Гюнтер попытался выявить историческую правду об Иисусе, развенчивая миф о его якобы «арийском происхождении», который в свое время поддерживал Х. Ст. Чемберлен. После смерти Гюнтера она была переведена на ряд языков.

Ссылки[править | править код]