Лопе де Вега

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ло́пе де Ве́га (исп. Lope de Vega; полное имя — Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио, исп. Félix Lope de Vega y Carpio; 25 ноября 1562, Мадрид — 27 августа 1635, Мадрид) — испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании, крупнейший представитель гуманистического протореализма в Испании. Самый плодовитый драматург в истории.

Жизнь[править | править код]

Он родился в семье со скромным достатком (что приучило его к упорству в труде и способности выживать в трудных жизненных обстоятельствах),Под руководством поэта Висенте Эспинеля изучал латынь и кастильский. В 10 лет (по другим сведениям в 1574) поступил в коллегию Иезуитов в Мадриде, затем получил хорошее образование в университете Алкала де Энарес (в городе, где родился Сервантес) и в Королевской академии математических наук. По окончании алькалского университета Лопе де Вега поступил на службу секретарем к герцогу Альба. В 1583 принимал участие в военном походе на Азорские острова. В 1584 Лопе де Вега женился на Изабель де Урбина. В 1585 (по другим сведениям в 1588) был заключен в тюрьму: по одной из версий, причиной послужило обвинение в оскорблении дворянина, выдвинутое после публикации стихотворных памфлетов в адрес дона Франсиско де Гранвеля, являвшегося соперником Лопе де Вега в любви. В результате Лопе де Вега был изгнан из Мадрида на восемь лет. В 1588 принял участие в экспедиции Великой Армады к берегам Англии. В 1591 умерла жена Лопе де Вега. В 1596 Лопе де Вега вернулся в Мадрид и снова угодил под суд, на сей раз по обвинению в нарушении общественных приличий - он не скрывал своего сожительства с вдовой Антонией де Арментой. В 1604 он женился во второй раз. С 1605 года и до самой смерти Лопе де Вега служил секретарем у герцога Сессы.

"Если вспомнить, что Сервантес участвовал в снаряжении этого испанского флота в его походе на Англию, Кристофер Марло, видимо, в качестве английского разведчика занимался сбором разведывательных данных об Армаде, а Уильям Шекспир, примерно в это время переехавший в Лондон, был свидетелем колоссального энтузиазма англичан, разгромивших этот флот и испытавших взлет национального самосознания, что отразилось в шекспировских исторических хрониках, можно утверждать, что величайшие драматурги того времени оказались исторически связанными друг с другом, хотя и принадлежали к враждующим государствам." (http://around-shake.ru/personae/4368.html)

В 1614 г. под влиянием трагических событий (умерла вторая жена, утонул сын) — Лопе де Вега принимает сан священника. Но он продолжает жить полной страстей жизнью и писать. Даже когда накануне смерти Лопе пережил несколько катастроф (умер еще один сын, дочь Марсела ушла в монастырь, другая дочь, Антония-Клара, была похищена распутником-дворянином, умерла последняя его любовь — Марта де Неварес, ослепшая и обезумевшая), он пишет поэму «Золотой век» (El siglo de oro, 1635), отстаивающую идеалы гуманистов. Хотя еще в 1625 г. Совет Кастилии запретил печатать пьесы Лопе де Вега, он по-прежнему воспринимался испанскими и итальянскими литераторами как вождь самой авторитетной драматургической школы. Не случайно на смерть Лопе де Вега отозвались в стихах 153 испанских и 104 итальянских писателей.

Отмечается нехватка биографических сведений (http://letter.com.ua/autor/vega.php): "Многие факты искажены, многие изложены тенденционно. До 70-х годов позапрошлого века, пожалуй, единственным источником служила посмертная биография - панегирик, сочинённая учеником, другом и горячим почитателем драматурга Хуаном Пересом де Монтальваном. Биографию эту можно было бы назвать "агиографической", уж настолько иконописным предстает из нее Лопе. Монтальван не жалел красок, чтобы изобразить благостность, аскетизм и глубочайшую религиозность своего учителя. Публикация в 70-х годах XIX века писем Лопе де Вега к его покровителю герцогу де Сесса внесли существенные поправки в монтальванское "житие"

Театральное творчество[править | править код]

Очень рано Лопе проявил выдающиеся способности к поэзии и драме, с 11 лет он уже сочинял комедии.Первая пьеса из дошедших до нашего времени ("El verdader amante") была написана в 12 или 13 лет и имела большой успех. В конце 1580-х гг. он уже профессиональный драматург, о его творчестве с похвалой отозвался Сервантес, впоследствии пустивший в оборот определение Лопе де Вега как «чуда природы». Хуан де Пинья (ок. 1566 - 1643) писал в 1627 году: "Я сам был не раз свидетелем того, как он писал по восемнадцати листов каждые шесть часов, и так восемнадцать часов подряд. Я и раньше был наслышан о такой умопомрачительной плодовитости, но не придавал веры этим слухам, пока не убедился в этом своими собственными глазами".

В 1603 году Лопе де Вега прилагает к роману в прозе "Странник в собственном отечестве" (издан в 1604 г.) первый список своих драматических произведений, числом 219, заявляя при этом, что, подчиняясь требованиям зрителя, он отказался от соблюдения классицистских правил.В приложении ко второму изданию "Странника в собственном отечестве" (1618) он дает дополнительный список своих 113 пьес.

Лопе превзошёл своих современников в превращении довольно скромных драматических опусов, каковыми были испанские пьесы до него (включая комедии наиболее успешного предшественника — Лопе де Руэда), в подлинные шедевры мировой драматургии, какими стали его «Учитель танцев» (El maestro de danzar, 1593), «Фуэнте Овехуна» (Fuente Ovejuna, ок. 1612–1613, опубл. 1619), «Собака на сене» (El perro del hortelano, написана между 1613 и 1618, опубл. 1618), «Звезда Севильи» (La estrella de Sevilla, 1623), «Девушка с кувшином» (La moza de cántaro, написана до 1627, опубл. 1646) и др. Среди его произведений для нас особенно любопытна историческая драма «Великий князь московский и гонимый император» (El gran duque de Moscovia y emperador perseguido, 1617), которая посвящена событиям в России «Смутного времени». Его работе не мешало то, что в 1590-е годы он выполнял обременительные обязанности секретаря у аристократов — его нанимателями были Франсиско де Рибера Баррозо, позже второй маркиз Мальпика, а некоторое время спустя — дон Антонио де Толедо и Беамонте, пятый герцог Альба.

Чтобы удовлетворить запросы зрителя, Лопе, считавший, что пьеса интересна только при первом посещении спектакля, написал около 2000 пьес, из которых сохранилось около 500. В этом немыслимом изобилии трудно разобраться, и до сих пор приходится пользоваться весьма условной типологией произведений Лопе, согласно которой выделяются исторические комедии (например, «Фуэнте Овехуна»), комедии чести (например, «Звезда Севильи»), а также комедии плаща и шпаги, комедии интриги и некоторые другие.

Одно из изобретений Лопе — мнимо счастливые финалы, позволяющие ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии (пример утраты жанром своего главенствующего положения в творчестве).

Теоретик театра[править | править код]

Манифестом национальной драмы стал поэтический трактат Лопе де Вега «Новое руководство к сочинению комедий» (El arte nuevo de hacer comedias en este tiempo, 1609). В нем, в отличие от трактатов по поэтике того времени, автор ориентируется не на некие абсолютные правила искусства, а на зрительское восприятие, «приказ черни». Исходным для концепции Лопе становится принцип правдоподобия: «Необходимо избегать всего // Невероятного: предмет искусства — // Правдоподобное». Особенностями зрительского восприятия объясняет Лопе и отказ от следования законам «ученой комедии», на которых настаивали представители испанского академизма: «Порой особенно бывает любо // То, что законы нарушает грубо». Писатель отрицает пресловутых три единства, предлагает свободно смешивать в одном произведении комическое и трагическое (слово «комедия» для него обозначает лишь пьесу со счастливым финалом). Лопе страстно отстаивал необходимость разделения пьес не на 5 (как требовали академисты), а на 3 акта (по-испански — хорнады): ведь испанские зрители привыкли именно к такой форме представления. Особое значение он придавал построению искусной интриги (т. е. действия с непредсказуемыми поворотами событий), так как только сюжет, основанный на интриге, может удержать внимание зрителей.

Поэтическое и прозаическое творчество[править | править код]

Сохранившиеся эпические поэмы Лопе содержат 50 000 стихов, его сонеты - около 42 000 стихотворных строк. Лопе де Вега написал более 20 поэм, среди которых есть поэма-памфлет «Песнь о драконе» (La dragontea, 1598), поэмы на мифологические сюжеты: «Андромеда» (De Andrómeda, 1621); «Цирцея» (La Circe, 1624); и множество других. Он был автором около 10 тысяч сонетов.Комическая поэма «Готомахия» («Война котов»), разделенная на шесть «лесов» (то есть песен), описывает войну двух котов, влюбленных в одну кошку; рассказ очень жив и лёгок, поэтому поэма имела большой успех.

Кроме эпических поэм Лопе де Вега написал «Книгу духовных романсов», собрание духовных песен, многие из которых еще поются испанским народом; мифологические поэмы «Филомена» и «Андромеда»; «Аполлонов лавр», подражание «Путешествию на Парнас» Сервантеса, поэму в десяти лесах (песнях). Лопе де Вега перечисляет здесь более 300 испанских поэтов, являющихся на Геликон к богу искусств Аполлону просить себе лаврового венка.

В состав творчества Лопе де Веги входит также очень много лирических стихотворений, в которых вполне проявляется богатство его фантазии. Те из них, что написаны в старом кастильском вкусе, очень грациозны и далеко превосходят свежестью сонеты, кансоны и другие стихотворения в итальянском тоне, написанные в угождение вкусу высших сословий.

В прозаических жанрах Лопе де Вега также оставил яркий след, написав пасторальный роман «Аркадия» (La Arcadia, 1598), любовно-авантюрный роман «Странник в своем отечестве» (El peregrino en su patria, 1604), роман в диалогах «Доротея» (La Dorotea, 1632) и др.

Последнюю комедию ("Las bizarrerias de Belisa") Лопе де Вега написал за год до смерти, а за четыре дня до смерти - последнюю поэму "El sigio de оrо" ("Золотой век").

Пример творчества[править | править код]

Сонет Лопе де Вега в переводе Владимира Резниченко:


Утратить

разум, сделаться больным,
живым и мертвым стать одновременно,
хмельным и трезвым, кротким и надменным,
скупым и щедрым, лживым и прямым;

все позабыв, жить именем одним,
быть нежным, грубым, яростным, смиренным,
веселым, грустным, скрытным, откровенным,
ревнивым, безучастным, добрым, злым;

в обман поверив, истины страшиться,
пить горький яд, приняв его за мед,
несчастья ради, счастьем поступиться,

считать блаженством рая адский гнет:
все это значит — в женщину влюбиться,
кто испытал любовь, меня

поймет.


Признание[править | править код]

При жизни вышло обширное собрание сочинений (21 том). В 1627 Лопе де Вега был удостоен звания доктора богословия за стихотворную трагедию "La corona tragica", посвященную папе Урбану VIII; звание было присуждено Мальтийским орденом.

Лопе де Вега был почти совершенно забыт на своей родине уже в начале XVIII века. На первом месте в Испании стоял Кальдерон, на втором - последователи Кальдерона: Морето, Ро-хас Соррилья и другие. Если и ставились пьесы Лопе де Вега, то только в переделках, подчас радикальных; редкие пьесы ставились в том виде, в каком они дошли до нашего времени в печатных изданиях.

Между тем за пределами Испании произведения Лопе де Вега много лет спустя после его смерти возбуждали удивление и-восторг и вызывали подражания. Буаробер и д'Увилль во Франции всю жизнь занимались переводами из Лопе де Вега и его учеников; подражание Лопе де Вега заметно в последней трагедии Ротру "Святой Генезий". Корнель в шутку называл свои заимствования "воровством" у испанцев, Мольер с увлечением читал комедии Лопе де Вега: "Умную влюбленную", "Самое невозможное", "Собаку на сене", "Дурочку", "Мадридскую сталь", "Своеволие Белисы". Он выступал против тех слепых подражателей испанской комедии, которые видели в ней только наличие ловкой интриги и упускали из виду ее глубину и содержательность. (http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st028.shtml)

Долгое время интерес к его творчеству даже в Испании был скорее академическим. Новая волна интереса началась лишь в 1930-е во многом благодаря Фредерику Гарсиа Лорке, поставившему Фуэнте Овехуна в студенческом театре «Ла Барака».

Сегодня Лопе де Вега считается не только классиком испанской драматургии, но и вдохновителем школы драматургов, среди которых были Гильен де Кастро, Хуан Руис де Аларкон, Тирсо де Молина.

В России пьесы Лопе де Вега начали переводить со второй половины XIX века.

Основные издания[править | править код]

Соч.: Obras. T. 1–13. Madrid : Tip. de la "Rev. de arch., bibl. y museos", 1916–1930; Obras escogidas. T. 1–3. Madrid : Aguilar, 1955–1958; Fuente Ovejuna. Madrid : Clasicos Castalia, 1985; в рус. пер. — Собр. соч. : В 2 т. М. : Искусство, 1954; Собр. соч. : В 6 т. М. : Искусство, 1962–1965.

См. также Педро Кальдерон, Драматургия.