Основные типы индоевропейских богов

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Во всем феноменологическом разнообразии мифологических образов индоевропейского пантеона вычленяются инвариантные базовые типы, составляющие первичное структурное ядро, каждый из которых обладает одной из пяти выделяемых функций. Так, законодательной функцией обладает Бог ясного неба, поскольку он покровительствует племенному коллективу и воинскому праву. Военно-силовой функцией характеризуется Бог грома, являющийся выразителем идеологии аристократии, среди приоритетных интересов которой являлась военная деятельность занимала важнейшее место. Бог земных сил, почитаемый жрецами и земледельцами, выполняет аграрно-магическую функцию. Культурный герой имеет культурно-медиаторную функцию, поскольку он олицетворяет священную царскую власть, включая ее роль посредника между богами и людьми. Наконец, полифункциональный синкретический женский тип — Великая богиня, соединяет двойственную небесно-земную природу.

Схему взаимоотношений между данными типами можно представить в виде кольца, которое образовано мужскими персонажами, расположенными рядом друг с другом в зависимости от сонаправленности выполняемых функций. Так, Бог грома и Бог ясного неба в ряде традиций имеют тенденцию к слиянию в единый образ, так как оба они связаны с небесной стихией. Такая же тенденция наблюдается и применительно к земным богам — Богу Земных Сил и Культурному герою (хотя последний может быть сыном первого). При этом, Культурный герой, как тесно связанный с миром людей персонаж, имеет общие черты и с Богом Ясного Неба (и в некоторых традициях считается его сыном), между ними также часто возникает промежуточный тип близнецов. Лишь Бог грома и Бог земных сил являются антагонистами (от их конфликта страдает и Культурный герой). Единственное женское божество, мысленно помещаемое в центре кольца, играет связующую роль среди мужских образов. Чаще всего она супруга Бога Грома и Бога Земных Сил, в ряде традиций богиня состоит в брачных отношениях с Богом ясного неба. И все более поздние женские персонажи мифологий Варварской Европы (и индоевропейских мифологий в целом) являются производными из образа Великой Богини.