Сарра

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Изгнание[1]
Погребение[2]
Сара[3]
Сарра[4]
УДК 82
УДК 347

Сарра — древнее еврейское библейское имя Сары — дочери Арана,[5] племянницы и жены Авраама[6] — выходцев из древней месопотамской земли Ур,[7] — после изменения её первоначального женского имени, по воле и требованию Бога, — которая — по легенде, долгое время была бесплодной и лишь в 90 лет смогла родить Исаа́ка, ставшая — при этом, первой из четырёх легендарных прародительниц «еврейского народа».[8][9]

Этимология[править | править код]

Согласно различных теорий и гипотез теософского и лингвистического характера, опирающихся как на тюркский термин «Сарай»,[10] так и на индийских божеств, имя Сара и последующий или параллельный вариант — Сарра, — не имеют однозначного и более или менее убедительного толкования. В то же время, Сара / Сарра и Сарай могли быть спутаны в виду неверного прочтения первоисточников, и, толкование пошло не в сторону возможных падежных изменений — в созвучии соседствующих и древних диалектических говоров или возможной скороговорочной речи и нераздельного письма древности, в ответах на вопросы «кем / с кем» — Сарой / с Сарой и т. д. Еврейские толкователи, выводят значение рассматриваемого имени со статусной позиции библейской героини, в синонимичном соответствии слову «владычица» и/или даже «княгиня».[11] Есть и предложенное XVIII‒XIX веков, о — якобы, корневой или исторической принадлежности имени Сара к индийским традициям и верованиям, по созвучию с кастовыми и божественными рангами, как «богиня мудрости и знаний Сарасвати / бог творений Брахма». Однако, учитывая один из характерных факторов образования древних имён по месту проживания или некой территориальности, что отражалось в длинном перечислении — кто от кого произошёл и откуда вышел, — вполне вероятно, что никакого первоначального отношения имя Сара (как и изменённый по созвучию вариант — Сарра) к современному слову в толковании «знатности» и «величия» не имело. Скорее всего, данное имя можно пояснить как «с ар ра» — человек (друг, подруга, землянин и/или землянка) с места под Солнцем, или — с солнечных земель, с земель где восходит Солнце: просто — с Востока, — что отражено и в арабской трактовке значения имён или перевода соответствующих слов — восток, восточный.

В теологическо-теософском упоминании[править | править код]

Библейские главы[править | править код]

В Быт.11:31 Сарра названа невесткой отца Авраама, Фарры (Тераха); в то время, как в Быт.20:12 Авраам говорит Авимелеху, что Сарра — его единокровная сестра (то есть дочь Фарры, но не матери Авраама). Талмуд (Санхедрин 69Б) отождествляет Сарру и Иску (Быт.11:29), тогда получается, что Сарра — дочь рано умершего Арана и, тем самым, племянница Авраама.

Сам Всевышний повелевает Аврааму: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара»  (Быт.21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Библия повествует о бесплодии Сарры (Быт.11:29,30), подчёркивая непоколебимую веру Авраама в исполнение Божественного обещания многочисленного потомства (Быт.12:1-4). Отчаявшись иметь собственных детей, Сарра дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё (Быт.16:2,3). Этот обычай известен также у других древних народов Ближнего Востока.

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, «и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё»  (Быт.17:16). Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт.17:1-21). Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет.

Сарра умерла в возрасте 127 лет в местечке Кирьят-Арба (Хеврон), и Авраам похоронил её в пещере Махпела, которую он приобрёл у хетийца Ефрона (Эфрона), сына Цохара за четыреста шекелей серебром (Быт.23:3-20).

Толкования[править | править код]

Сара была не просто супругой Авраама, она играла важную роль в деле, которому посвятил себя её муж. Слова о том, что Авраам и Сарра (тогда ещё Аврам и Сара), покинув Ур Халдейский, прошли через Харан и взяли с собой «души, созданные ими в Харане»  (Быт.12:5), толкуются еврейскими комментаторами в том смысле, что речь идёт не о рабах, а о новообращённых, которые приняли новую веру, причём Авраам обращал мужчин, а Сарра — женщин.

По словам раввина Адина Штейнзальца: «Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение».

Согласно преданию, возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако.[12] Сарра умерла от потрясения, когда Исаак рассказал матери о попытке отца принести его в жертву.[13]

См. также[править | править код]

Примечания и сноски[править | править код]

  1. Травля и изгнание Агари: Сара и Исаак наблюдают слева от Авраама как тот изгоняет Агарь и её сына Исмаила (с гравюры Chez Fanet, XVIII век, г. Париж).
  2. Погребение Сарры с картины французского иллюстратора и художник под именем Гюстав Доре (франц. Paul Gustave Doré; 6 января 1832 года рождения, г. Страсбург — 23 января 1883 год смерти, г. Париж).
  3. Сара с фрагмента фрески Джованни Баттиста Тьеполо (датируется 1726‒1728 годами).
  4. Сарра с библейской гравюры Ханса Колларта (датируется около 1581 годом).
  5. Возможно, один из изменяемых вариантов имени — Арон.
  6. До смены имни по воле Бога, — Авра́м, или — возможно, — Абрам.
  7. Ур Халдейский — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья.
  8. Краткая еврейская энциклопедия на русском языке (КЕЭ) в 11 томах // Иерусалим, 1976‒2005 гг.
  9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890‒1907 гг. // Сар-Сая. // XXVIIIa (1900): Саварни — Сахарон, с. 445
  10. Скорее всего, женское имя Са́ра, как и Сарра, ошибочно сравнено с наименованием места Сара́й по причине разности звучания, хотя оно могло со временем меняться.
  11. Толкование Торы или мидраш Берешит Раба 47:1.
  12. Мидраш Берешит Раба 60:16.
  13. Мидраш Ваикра Раба 20:2.