Сергей Станиславович Куняев

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску


Сергей Станиславович Куняев (р. 23 мая 1957, Москва) - русский критик, литературовед, архивист, исследователь. Соавтор лучшей биографии С.Есенина, автор книги о Николае Клюеве (печаталась в журналах "Наш современник" и "Сибирские огни", опубликована в ЖЗЛ, 2014). Член СП России. Член правления СП России (с 1999).

Сын поэта и общественного деятеля С. Ю. Куняева. Окончил филологический факультет МГУ (1980). Работал в издательстве "Современник", в журнале "Москва", зав. отделом критики журнала "НС" (с 1992).

Печатается как критик с 1978 года, как литературовед - с 1982: первая статья - «Трагедия стихии и стихия трагедии» («Литературная учёба», 1982, № 1) о поэме С. Есенина «Пугачёв». Автор многих вызвавших резонанс работ, в том числе статьи "Ахматова в зазеркалье Чуковской" (2007,http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2007&n=5&id=12).

Специалист по новокрестьянской поэзии, автор важных статей «Растерзанные тени» («Наш современник», 1992, № 1), «“Дело” Ивана Приблудного» («Наш современник», 1992, № 3), «Пасынок России» («Наш современник», 1992, № 4), «“Мы, русские, потеряли Родину и отечество”» («Наш современник», 1992, № 10), «“Ты, жгучий отпрыск Аввакума…”» («Наш современник», 1993, № 1), которые стали началом большой серии публикаций о трагических страницах истории русской поэзии ХХ века.

Выпустил книги Огнепалый стих. М., "Молодая гвардия", 1990; Растерзанные тени. М., "Голос", 1995 (в соавторстве с Ст. Куняевым); Сергей Есенин. М., "Молодая гвардия", 1995—97 (в соавторстве с Ст. Куняевым); То же М., "Терра", 1999; То же (под названием "Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака..."). М., "Центрполиграф", 2001. Документ, повесть о Павле Васильеве "Русский беркут" опубликована в журнале "НС" (2000, № 4—12).

Сторонник версии убийства, а не самоубийства Есенина.

Опубликовал множество рукописей и архивных материалов. Так,Сергей Куняев обнаружил в 1984 стихотворение Пимен Карпов Пимена Карпова "История дурака" (его со своим предисловием и послесловием опубликовал Станислав Куняев («Литературная Россия», 1989, № 17)), публикует никогда не издававшийся роман того же автора «Кожаное небо» («Наш современник», 2007, № 2).

В 2019 начал публикацию жизнеописания Вадима Кожинова ("Наш современник", с № 5). В 2022 опубликованы 15-16 главы, автор дошел до книги "Как пишут стихи" (http://www.nash-sovremennik.ru/archive/2022/n3/2203-17.pdf)

Составитель книг: О, Русь, взмахни крылами!. М., "Современник", 1986; Николай Клюев. Стихотворения, поэмы. Архангельск, 1987; Алексей Ганин. Стихотворения, поэмы, роман. Архангельск, 1991; Мы — дети страшных лет России. М., "Сов. Россия", 1991; Венец певца, венец терновый. М., "Русский миръ", 1998; Сергей Есенин. Сочинения в 2 тт. М., "Вече", 2000 и других.

Премии[править | править код]

Лауреат ряда литературных премий, в том числе "Зодчий" им. Д. Кедрина (1995), им. С. Есенина (1996), Большой литературной премии (2017, за биографию Клюева).


Отзывы[править | править код]

Юрий Михайлович Павлов о есениноведении С.С.Куняева, 2009: "Еврейский же вопрос поднимается Сергеем Куняевым на разном уровне: декрета об антисемитизме, государственной политики, «дела четырёх поэтов», отношений Есенина с различными писателями, возлюбленными и «подругами» поэта и т.д. Во всех случаях Куняев, на мой взгляд, корректен, объективен, в оценке событий и человеческих судеб исходит из того, что руководители страны, среди которых было много евреев-выродков, хотя и наносили главный карательный удар по имперскому, великодержавному русскому народу, досталось и остальным… И главным «антисемитом» в данной главе является не Есенин или Куняев, а Бикерман, которому принадлежат наиболее резкие высказывания по данной теме, такое, например: «Теперь еврей – во всех углах и на всех ступенях власти. Русский человек видит его и во главе первопрестольной Москвы, и во главе Невской столицы, и во главе Красной Армии <…> Русский человек видит теперь еврея и судьёй и палачом <…> Неудивительно, что русский человек, сравнивая прошлое с настоящим, утверждается в мысли, что нынешняя власть – еврейская, и что потому именно она такая осатанелая. Что она для евреев и существует, что она делает еврейское дело, в этом укрепляет его сама власть». (http://www.rummuseum.ru/lib_p/pavlovum11.php)

Игорь Петрович Золотусский, 2017:

"Я читал книги Сергея, и мне открывалась бескрайняя, как Россия, поэзия начала двадцатого века. Он прошёл по нему, как Орфей, спев каждому, кто эту поэзию создал, песнь, подобную поклону у стены алтаря.

Конечно, он родился поэтом. Поэтом исследовательского слова, слышащего музыку стиха, его дыхание и его загадку, которая не застывает на месте, а уходит в бесконечность.

Он работает и как поэт, и как историк, как архивист, дрожащий над каждым отрывком документа. Его язык ясен. Его отличает придирчивый отбор слов, совпадающих со строгостью отбора фактов." (http://denlit.ru/index.php?view=articles&articles_id=2464)

См. Новокрестьянские поэты