Венеты и Новгород

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Венеты и Новгород — связи Новгорода с народом венеты, или балтийскими венедами ("балтийские венеты — на Венте, на рубеже соприкосновений с финской колонизацией"[1]). Клавдий Птолемей называл Балтийское море Венедским заливом, и написал: «заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу».

Общие сведения[править | править код]

Новгородские земли населяло племя словене, название которых можно интерпретировать как индоевропейское *slau̯os «народ»[2] (ср. слово «человек») + морфема «вене», то есть венеты[3][4].

Соседи Новгорода сохранили это наименование, перенеся его на русских и Россию в целом: Финское — Venäläinen (русский), Veneman, Venäjä (Русь, Россия); эстонское — Venelane (русский), Venemaa (Россия), Vene (Русь); карельское — Veneä (Русь)[5].

Этимология этого названия связывается со словом «вода» (герм. *wēta- "влажный", др.-исл. vátr, , гот. watō, и т. д., ср. кельт. Wand, Wend, Wond — «река», Vin — «вода», лит. Vanduo — «вода», дат. Vand — «вода», нем. и англ. Wint(er) — «зима»).

Ещё Татищев связывал венетов (энетов, генетов — Enetoi, в древнегреческом языке отсутствовал звук «в») с именем «венеляйн», которым финны сначала называли новгородцев, а затем русских вообще (по-фински Россия — Venaja, Venaa, Venat):

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) разделял мне­ние о происхождении славян от «генетов», пришедших в Европу после разгрома Трои. С ними же он связывал происхождение ду­найских славян и основателей города Новгород, которых сосе­ди-финны прозвали «венеляйн»[6].

Это же название угадывается в названии новгородской колонии «Вятка» произносимая с носовым звуком В(ен)тка. Сербский славист М. Будимир возводит вятичи вместе с veneti (по его мнению, это полногласная форма) к *ven-[7].

Следы венедов (вендов) находят и в топонимике самого Новгорода:

Д.К.Зеленин отмечает, что венды расселялись у Новгорода, на реке Волхов и далее; предполагается также, что небольшой остров Виндин на реке Волхов к югу от Новой Ладоги получил свое название от вендов[8].

Русский историк XVIII Иван Никитич Болтин отмечал:

Венеты или Венды, завладев обоими берегами залива Финляндского, все племена жившие по оным себе покорили, почему и Финляндия в стар ину Венетию называлася, но, или не полюбилася им тамошняя сторона, или по другим каким причинам, оставя они ее, на Ильмень озеро и по Волхову жилища свои основали, почему и доднесь Фины называют Россию Wenaeja, а русского человека Wenalaeienen, с того самого времени как Венды или Венеты в Новгород поселилися.

Это мнение разделяется и другими авторами:

Первым западнославянскую миграцию в Приильменье предположил в конце XIX в. В.М. Флоринский, указавший на совпадения в топонимике земель западных славян (венедов) и словен новгородских и предположивший, что это «указывает на переселение Балтийских славян в древние новгородские области»[9].

То, что венеды жили на Балтике сообщают и римские авторы, например Плиний, говоря, что они живут в районе Вислы. Птолемея: «Около реки Вистулы, ниже венедов — гитоны, затем финны, далее сулоны...». Венеты могли быть или вытеснены на северо-восток, или сами туда переселились. Само Балтийское море (или какая-то его часть) именовалось «Венедский залив»[10]. По мнению С. А. Гедеонова «Темное предание о выселении целого рода славянских князей из балтийского поморья в глубину европейского материка сохранилось у арабского писателя Эдриси... Dicuil писавший de mensura orbis около 825 г. полагает Вендов на чюдском берегу Балтийского моря».

Венеды были ассимилированы русскими, а также прибалтийскими народами (латышами, эстонцами), финнами. Стоит вспомнить, например, реку Вента (Вянта) в Литве, город Вентспилс (Windau) и т. д.

Этникон венеды, которым именовали праславян латинские авторы, а затем немцы в западном ареале расселения славян и финны (чудь) на северо-западе, также, по некоторым предположениям, вошел в собственно славянскую этнонимию, если возводить к нему племенное название вятичи на крайнем востоке славянского ареала. В арабских источниках X в. упоминается город В.нтит, расположенный в восточных пределах расселения славян, там же в письме хазарского царя Иосифа помещается племя в-н-н-тит: это название соответствует имени вентичи/вятичи[11].

Таким образом, новгородцы связаны с венетами, народом, в древности известным как мореплаватели (адриатические венеты в Венеции, а также гальские венеты, с флотом которых сражался Юлий Цезарь). Сам Новгород, как известно, тоже был тесно связан с мореходством и торговлей (впрочем, на Новгород также сильно повлияли норманны, также известные как моряки, хотя слово норманны — «северные люди» — крайне неопределённое).

Глава ильменских словен Гостомысл прямо назван в источниках венетом:

Фульдские анналы под 844 г. сообщают о победе Людовика Немецкого над ободритами и гибели их короля (rex) Gostomuizli, сходное известие содержат иные латинские хроники (в Ксантенских анналах он назван одним из королей винидов/вендов)[12].

Аналогично:

Гостомысл (Gestimus в латинской передаче Ксантентских анналов 844 года) встречается и среди имен «королей» винидов[13].

С Гостомыслом связано предание о призвании Рюрика и варягов. По Иоакимовской летописи, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

Рёрик (Рюрик?), по Ксантенским анналам, был «королем» (rex) винидов[14].

Всё это говорит о том, что важную роль в этногенезе новгородцев сыграли венеты, народ и в других частях своего ареала известный как морской.

Еврейское хронографическое сочинение «Иосиппон», созданное в середине Х века в Южной Италии, говорит о «Венетикии на море» в соседстве с Саксонией[15], то есть также подтверждает связь венетов с морем, и можно решить, что морем они и могли основать в разных местах Европы колонии.

Та же книга «Иосиппон» при этом связывает славян с Ханааном:

И Морава, и Харвати, и Сорбин, и Лучанин, и Ляхин, и Кракар, и Боймин считаются (происходящими) от сыновей Доданцм, живут же они на берегу моря, от фаницы Булгар до Венетикии на море; и оттуда простираются до границы Саксонии, до великого моря; они то и называются Склави, а иные говорят, что они от сыновей Ханаана[16].

Некоторые (очень немногие) авторы принимают связь названий Венетики (Венетии), венетов и Финикии (Ханаана), народом не менее знаменитым своими мореходами, но эта теория не признана научным сообществом, так как хананеи (финикийцы) были по языку семитами. Впрочем, культ хананеев был похож на славянский в плане связи род/рождение/плодородие, так, хананейский культ требовал сексуальных актов на природе, считая, что это волшебным образом повысит урожай (у пророка Осии — блуд израильтянок — «под дубом и тополем и теревинфомТерпентинное дерево, потому что хороша от них тень» — с почитателями Баала — «дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки», то есть этот блуд угоден хананейским богам, и они даруют урожай, ср. у славян: «с аграрным комплексом сливался воедино и комплекс эротически-брачный»; «аграрная магия, изученная этнографами XIX – XX вв., является в значительной мере половой магией; достаточно вспомнить русский обычай ритуального coitus'a на вспаханном поле»[17]). Это указывает на то, что хананеи переселились в Ханаан из региона, где земледелие играло важную роль, и что их предки были не номадами-скотоводами, как предки израильтян, у которых такого культа не было, а оседлыми селянами, критически зависящими от урожая. Климат Ханаана мало благоприятствует земледелию. В целом новгородцы схожи с финикийцами (и венецианскими венетами) склонностью к колонизации и мореплаванию.

Источники[править | править код]