Вильгельм Штапель

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Wilhelm Stapel.jpg

Вильгельм Штапель (нем. Wilhelm Stapel; * 27 октября 1882, Кальбе — † 1 июня 1954, Гамбург,)[1] [2] — политический журналист, богослов и руководитель «Гамбургского кружка», видный деятель консервативной революции, националист и общепризнанный антисемит.

Биография[править | править код]

Родился в семье часовщика, учился в Кальбе (закончил среднее образование как книготорговец). Затем обучался в Геттингене, Мюнхене и Берлине на факультетах истории искусств, философии и экономики. В 1911 году — в Гёттингене у Эдмунда Гуссерля.

Первоначально его политические ориентиры были связаны с либерализмом: он стоял на защите Фридриха Наумана. Его идея о необходимости баланса между «нацией» и «обществом» приводит его в 1911 году к Фердинанду Авенариусу и «Общество Дюрера» (нем. Dürer-Bund).[3] Через год, Штапель стал редактором журнала Общества — «Der Kunstwart». Он сохранил эту должность до 1917 года.

С 1914 года — участник Фихтебунда.

После ссоры с Авенариусом в 1916 году Штапель переходит к практической деятельности и становится в 1917 ‒ 1919 гг. главой «Гамбургского кружка» (нем. Hamburger Volksheim), который занимался образованием молодежи из среды трудящихся.

В этот же период Штапель поддерживает контакты с Deutschnationaler Handlungsgehilfenverband (Национальной Немецкой ассоциацией работников торговли), и особенно с его руководством: М. Хаберманном и Ч. Крауссом, которые ищут редактора для нового журнала их объединения — Deutsches Volkstum. Осенью 1919 года, Штапель прекращает работу с Volksheim и берет в свои руки издание Deutsches Volkstum (с апреля 1926 года, он разделит эту функцию с Альбрехтом Эрихом Гюнтером). Штапель превращает это обозрение в один из ведущих рупоров «младоконсерваторов».

В 1928 году Штапель опубликовал книгу «Фикция Веймарской конституции» с явным намерением подорвать и дискредитировать Веймарскую республику. Когда Германия обрела своего фюрера, Штапель так сформулировал свою дальнейшую программу: «Одна нация превосходит другие нации, одна нация должна создать имперский закон и заложить основы европейского порядка. Только немецкая нация может стать воплощением нового империализма. Если бы в Польше жило всего два немца, их жизнь была бы важнее жизней миллионов поляков. Только ведомая Германией Европа может стать по-настоящему мирной Европой».[4]

Одним из первых он использовал понятие «симбиоза между немцами и евреями», который он, однако считал не желательным состоянием. Это был не вопрос о том, что «особи этого вида с особями другого вида» не могли ужиться, а фундаментальное характерологическое противопоставление народов когда: «народные инстинкты, системы людей, народные особенности сталкиваются».

С 1935 года Штапель сотрудничает с Имперским институтом истории новой Германии[5] для того, чтобы дать научную основу антисемитизма. Именно в этом контексте, в 1937 году была опубликована его работа «Литературное доминирование евреев в 1918‒1933 гг» (нем. Die literarische Vorherrschaft der Juden 1918 bis 1933).

Его отношения с властями Третьего Рейха были напряженными, тематика Штапеля конкурировала с исследованиями «институтов» Розенберга. В издании СС Das Schwarze Korps и других официальных газетах Штапель всё чаще подвергается критике. В 1938 году Штапель был подвергнут остракизму; его журнал Deutsches Volkstum прекратил публикацию. Целью для Штапеля было дать богословское основание немецкому консерватизму. Об этом свидетельствует его основная работа: Der christliche Staatsmann : Eine Theologie des Nationalismus (Hanseatische Verlagsanstalt, Hambourg, 1932). После закрытия Deutsches Volkstum, Штапель пытался разработать типологию немецкого народа, различая три основных слоя: крестьян, буржуа и рабочих.

С 1939 года Штапель сотрудничает с Институтом по изучению и ликвидации еврейского влияния на немецкую церковную жизнь.

Штапель никогда не состоял в НСДАП. Через Хаберманна, который имел тесные отношения с Гёрделером, он вступает в контакт в 1943 году с некоторыми кругами антигитлеровского сопротивления. Книга Штапеля, опубликованная в 1941 году под названием Drei Stände (Три состояния), имела впоследствии важное значение для восстановления Германии.

После войны в советской зоне оккупации основные сочинений Штапеля были запрещены.

Цитаты[править | править код]

  • Вильгельм Штапель, считавший, что каждый народ имеет право на «свою собственную мораль», провозглашал:
«Искупление не имеет ничего общего ни с нравственным возвеличиванием, ни с мирской мудростью … Христианин знает, что для него совершенно невозможно жить и не грешить, что он не может принять никакого решения, не впав в неправедность, и что он не может творить добро, при этом не совершая зло… Бог сотворил тленный мир, обречённый на гибель. Так пусть же он провалится, этот мир, как ему и предначертано! Те же, кто думает, что способны изменить его к лучшему, создать высшую мораль, на самом деле затевают смехотворный мелкий бунт против Бога»[6]
  • «Хороший пастух не приноравливает свои заявления к требованиям, исходящим из стада. Церковь спрашивается не о том, получает ли она поддержку в народе, а о том, насколько она стоит на позициях Евангелия»[7]
  • «Под общим термином национал-социализма, можно понимать социализм, который имеет тенденцию возникать в национальной ассоциации, которая начинается с идеи, что социализм и национализм прекрасно адаптируются. В самом деле, нет общеобязательной системы, есть только схемы, подходящие для конкретных людей. Таким образом, истинный порядок может быть только на национальном уровне на основе, в соответствии с различными особенностями физическими, эмоциональными и интеллектуальными, с нациями, которые Бог создал разными. Что касается социалистического строя, он также относится и к любой этической системе»[8]
  • «Когда церковь стала бесплодной, и когда Бог разгневался, когда он заметил отсутствие серьезности своих слуг, он пробудит среди немцев, серьезных людей, борца и пророка Мартина Лютера. Таким образом, Pneuma [дыхание Духа] и церковь были помещены в руках немцев. С этого момента Рейха и церковь, как раньше среди римлян оказались в руках одного народа. Рейх затем распространяется по всему миру: при Карле V в Рейхе никогда не заходило солнце. Но после Карла V, при Максимилиане немецкая кровь поблекла и немецкий дух был потушен. Император не остался верным людям своего отца. Вместо того чтобы защищать и укреплять церковь, вместо упорядочения мира в соответствии с принципами Рейха, он застрял в процентных спорах. Таким образом, он потерял и свою корону и Рейх; последний истинный император удалился, усталым, в монастырь, после отказа от своих функций. Это не реформация ставшая причиной междуцарствия, а неверность и пренебрежение к Карлу V. Он не узнал истинную Церковь и забыл [что означает] Рейх»[9]
  • Быть христианином в богословии Штапеля исходит из принципа «принять метафизическую позицию». Выбор Бога — это осуществление метафизического акта, когда человек должен сказать: «Я хочу принадлежать к этому царству».
«И что это значит? Это означает, что человек находится в подчинении Господа небесных войск. Он вошел в качестве борца в метафизическую армию (…) [В этом выборе] „человек“ не меняется, но, в сущности, происходит мутация. Тот, кто клянется христианскому Богу, должен быть послушным. Он должен сделать свет своей собственной жизни и собственной личности. Он должен повиноваться Богу и идти, рискуя своей жизнью за свою честь. И это вовсе не означает, что верность в радости доступа к „святости“, которую уже некоторые временно вкусили, а значит покорность и военную солидарность. Всё, как повелел Господь, это должно быть сделано… Решайтесь и оставьте остальное Богу»[10]

Избранные труды[править | править код]

  • Avenarius-Buch, 1916
  • Die Fiktionen der Weimarer Verfassung, 1928
  • Antisemitismus und Antigermanismus — Über das seelische Problem der Symbiose des deutschen und des jüdischen Volkes. Hanseatische Verlagsanstalt, Hamburg 1928.
  • Literatenwäsche. Widerstandsverlag Anna Niekisch, Leipzig 1929, ab 1930 Hanseatische Verlagsanstalt Hamburg.
  • Sechs Kapitel über Christentum und Nationalsozialismus, 1931
  • Der christliche Staatsmann: Eine Theologie des Nationalismus, 1932
  • Preußen muß sein, Hanseatische Verlagsanstalt, Hamburg 1932
  • Das Gesetz unseres Lebens, Hanseatische Verlagsanstalt, Hamburg 1939
  • Die literarische Vorherrschaft der Juden in Deutschland 1918 bis 1933, Hanseatische Verlagsanstalt, Hamburg 1937. In Schriften des Reichsinstituts für die Geschichte des neuen Deutschland.
  • публикации в Deutsches Volkstum, Zeitschrift
  • Über das Christentum, 1951

Ссылки[править | править код]

  1. de:Wilhelm Stapel
  2. Wilhelm Stapel
  3. de:Dürerbund
  4. Йонас Лессер. «Третий рейх: символы злодейства. История нацизма в Германии. 1933‒1945» — М.: Центрполиграф, 2010. — 288 с. ISBN 978‒5‒227‒02267‒7
  5. de:Reichsinstitut für Geschichte des neuen Deutschlands
  6. Аугусто Циммерман. Дарвинистские истоки правовой системы нацизма
  7. Сергей Кормилицин. Орден СС. Иезуиты империи. О чем не принято говорить. СПб.: Питер, 2008. 301 с. ISBN 978‒5-388‒00107‒8
  8. W. Stapel, Der christliche Staatsmann , 1932, 211 ss
  9. Deutsches Volkstum. 1933, p. 181; «Das Reich. Ein Schlußwort»
  10. "Nazione, Spirito, Impero "