Хассо фон Ведель

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Bundesarchiv Bild 146-2002-005-22A, Hasso von Wedel.jpg

Хассо Эдуард Ахац фон Ведель (нем. Hasso Eduard Achaz von Wedel; * 20 ноября 1898 — † 3 января 1961)[1] — начальник германских войск пропаганды, генерал-майор вермахта.

Биография[править | править код]

Выходец из дворянского рода, Ведель появился на свет 20 ноября 1898 года в померанском городке Штаргарде. Окончив кадетское училище, 10 августа 1914 года он поступил на службу в 9-й гренадерский пехотный полк графа Гнейзенау. 20 ноября 1915 года ему было присвоено звание лейтенанта. В период Первой мировой войны Ведель некоторое время исполнял обязанности офицера-ординарца в 211-й пехотной бригаде. Молодой офицер также принимал участие в боевых действиях, за что был награжден Железным крестом I и II классов.

Поражение в войне, крах Второго рейха и серьезное сокращение вооруженных сил болезненно ударили по немецкому офицерскому корпусу. Однако фон Веделю повезло. Он остался в рейхсвере и 1 октября 1919 года получил назначение в 3-й пехотный полк. Надо сказать, карьерный рост будущего генерала долгое время проходил отнюдь не стремительно…

8 ноября 1920 года Ведель сочетался браком с Эрной Рамм, от которого у них родилась дочь. 24 июля 1931 года Эрна умерла. Ведель год носил траур, а затем нашел новую спутницу жизни, Маргариту Кеппен, родившую будущему начальнику армейской пропаганды трех сыновей.

В октябре 1920 года Веделя перевели в 4-й пехотный полк. В апреле 1925 года ему присвоили очередное воинское звание — обер-лейтенант. С октября 1924 года до сентября 1926 года Ведель был прикомандирован к штабу 2-й дивизии, на базе которого, в обход Версальского договора, были организованы секретные курсы по подготовке офицеров Генерального штаба. Два года спустя Ведель вновь побывал на этих курсах, но уже в качестве офицера, приехавшего повышать свои знания и квалификацию.

1 февраля 1932 года ему присвоили звание капитана рейхсвера, в июле того же года перевели на учебу в академию Генерального штаба. В январе 1936 года прилежному офицеру присвоили звание майора и, как было заведено, направили на войсковую стажировку в 6-й пулеметный батальон, в котором выпускник академии в течение года командовал ротой.

После стажировки Веделя перевели в Имперское военное министерство. 1938 год стал для офицера переломным: его назначили руководителем пресс-службы при Верховном главнокомандовании вермахта (ОКВ), а чуть позже — начальником вновь созданного отдела пропаганды вермахта. В феврале 1939 года Веделю присвоили звание подполковника, а 1 апреля его отдел был развернут в управление. Уже во время войны последнее было преобразовано в Управленческую группу, Ведель получил звание полковника (1 ноября 1940 года), а в последующем — генерал-майора (1 сентября 1943 года). Ему, как «шефу войск пропаганды», подчинялись пропагандистские подразделения вермахта и войск СС.

После войны Хассо фон Ведель был арестован, но в заключении находился недолго — уже в середине мая 1946 года его выпустили на свободу. Разумеется, с опытом, которым он обладал, решили ближе познакомиться спецслужбы союзников, изучавшие формы и методы нацистской пропаганды. Бывший шеф войск пропаганды охотно помог им в этом. Ведель скончался 3 января 1961 года в Гердене, закончив незадолго до смерти книгу воспоминаний «Войска пропаганды немецкого вермахта», опубликованную в 1962 году.[2]

Деятельность[править | править код]

Ведель проявил себя как автор многочисленных методичек и изданий, популяризирующих военную службу. Из-под его пера вышли такие работы, как «Новая немецкая армия», «Военная подготовка и народное воспитание», «Великогерманская армия», «20 лет немецкого вермахта» и др.

Руководитель пропаганды[править | править код]

С именем Веделя было связано и насаждение в армейской пропаганде антисемитизма. Ведель, как и Мехлис в СССР, стремился к тому, чтобы пропаганда пронизывала собой всю жизнь немецких военнослужащих. Для этого выпускалось огромное количество самых разнообразных материалов, формировавших у германских солдат «правильное мировоззрение».

Готовясь к войне против Советского Союза, управление Веделя сконструировало концепцию идеологической обработки красноармейцев и населения оккупированных территорий. Основную работу в этом направлении вела группа IV, отвечавшая за ведение «активной пропаганды на противника».

Директива ОКВ от 6 июня 1941 года отражает суть «наработок» Веделя: «Противником Германии являются не народы Советского Союза, а исключительно еврейско-большевистское правительство со всеми подчиненными ему сотрудниками и коммунистическая партия». При этом в директиве рекомендовалось избегать таких выражений, как «Россия», «русские», «русские вооруженные силы». Вместо них следовало говорить: «Советский Союз», «народы Советского Союза», «Красная Армия».

Военнослужащим РККА немецкие листовки расписывали преимущества плена, а населению оккупированных областей — с помощью многочисленных газет и журналов — внушалась мысль о том, что «большевизм больше не вернется», поэтому необходимо сохранять лояльность «новому порядку». Кроме того, в пропагандистских материалах разжигалась антисемитская тема…

Роты пропаганды[править | править код]

Эмблема частей Propagandakompanie

Для внедрения всех этих идей в сознание бойцов и командиров РККА, а также населения оккупированных областей к началу войны было сформировано 19 рот пропаганды[3] (12 в сухопутных войсках, четыре — в военно-воздушных силах и три — во флоте), а также четыре взвода военных корреспондентов («Север», «Центр», «А» и «Б»).

В общей сложности во время войны было создано 33 роты пропаганды и специальная «команда мастеров изобразительного искусства», в состав которой входили 100 военных живописцев и 150 художников-оформителей. Кроме того, Веделю подчинялось эсэсовское пропагандистское формирование полкового уровня — штандарт СС «Курт Эггерс» во главе с штандартенфюрером, главным редактором Das Schwarze Korps Гюнтером д’Алкеном. Наибольшей численности — около 15 тысяч человек — войска пропаганды вермахта достигли в середине 1942 года.

Немецкие роты пропаганды оказывали мощнейшее влияние на население захваченных областей Советского Союза. При активном и непосредственном участии командиров и личного состава пропагандистских подразделений создавались и выходили большими тиражами оккупационные газеты и брошюры, такие как Signal (журнал). К этой работе привлекались «добровольные помощники», коллаборационистские журналисты, оказавшие своим немецким коллегам большую услугу в деле разжигания ненависти к большевикам и евреям. Только на русском языке немецкие пропагандисты распространили около 500 наименований периодических изданий. Тиражи некоторых образцов пропагандистской продукции достигал 1,5 млн экземпляров!

Кроме всего прочего, под контролем военнослужащих и сотрудников рот пропаганды разрабатывались курсы лекций для аудитории, состоявшей из учителей и других представителей интеллигенции, городских и сельских должностных лиц — старост, бургомистров, начальников полиции разного уровня. Огромное внимание было уделено и пропаганде вооруженного коллаборационизма. Скажем, вплоть до конца 1944 года «власовское движение» существовало фактически только на бумаге — в листовках и призывах немецких пропагандистов. Сам Власов и его «штаб» долгое время находились в непосредственном подчинении управления Веделя.

Несмотря на то что немецкой военной пропаганде удалось поначалу добиться серьезным результатов, дальнейший ее эффект стал снижаться. Не в последнюю очередь это было связано с жестокой политикой германских властей в захваченных областях, а также с очевидными успехами Красной Армии.

На последнем этапе войны управление Веделя численно значительно сократилось. Когда боевые действия развернулись на территории Германии, все полномочия по пропагандистской деятельности взял на себя Геббельс, до самой капитуляции внушавший своей аудитории надежду на «чудо-оружие» и решительный поворот в войне.

Ссылки[править | править код]